Соглашение о перераспределении земельных участков — образец для 2020 года, заявление, решение, между собственниками, для муниципальной земли, постановление

Об утверждении примерной формы соглашения о перераспределении земельных участков

В целях упорядочения правоотношений, возникших при перераспределении земельных участков, руководствуясь статьями 209, 218, 556 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 39.28, 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 44, 45 Устава города Иркутска, решением Думы города Иркутска от 24 декабря 2020 года N 006-20-160257/5 «О комитете по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска»:

1. Утвердить примерную форму соглашения о перераспределении земельных участков (Приложение N 1).

2. Управлению информатизации аппарата администрации города Иркутска опубликовать настоящее распоряжение в средствах массовой информации.

3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.

Е.М.КОЗУЛИНА

Приложение N 1. Соглашение о перераспределении земельных участков

Приложение N 1
к распоряжению заместителя мэра — председателя
комитета по управлению муниципальным имуществом
администрации города Иркутска
от 14 сентября 2020 г. N 504-02-1679/18

г. Иркутск «___» ______________ 20__ года

Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска от имени администрации города Иркутска, в лице заместителя мэра — председателя комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска ____________ действующей на основании __________, именуемый в дальнейшем «Сторона 1», и ________________________, именуемый в дальнейшем «Сторона 2», с другой стороны (вместе именуемые «Стороны»), руководствуясь ст.ст. 209, 218, 556 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст. 39.28, 39.29, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, заключили настоящее соглашение (далее по тексту — Соглашение) о нижеследующем:

1. Общие положения

1.1. На момент подписания настоящего Соглашения:

Стороне 1 принадлежит на праве собственности земельный участок из земель населенных пунктов площадью ____ кв. м., кадастровый номер _______________, расположенный по адресу: ____________________, с видом разрешенного использования «_____________________», ограничения прав и обременения отсутствуют (запись о государственной регистрации права от _________N ________) (далее — Участок __);

Стороне 2 принадлежит на праве собственности земельный участок из земель населенных пунктов площадью ____ кв. м., кадастровый номер _________________, расположенный по адресу: ________________________, с видом разрешенного использования «_________________________», ограничения прав и обременения отсутствуют (запись о государственной регистрации права от ____________N ______________) (далее — Участок ___).

2. Предмет Соглашения

2.1. Стороны достигли соглашения о перераспределении земельных участков с кадастровыми номерами _________________________________.

2.1.1. Перераспределение осуществляется в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным постановлением администрации города Иркутска от __________________________________________).

На момент заключения Соглашения образованы:

— земельный участок из земель населенных пунктов площадью ____ кв. м., кадастровый номер _____________________, с видом разрешенного использования «_________________», расположенный по адресу:______________________, ограничения прав и обременения отсутствуют, и на который возникает право собственности у Стороны 2 (далее — Участок __);

— земельный участок из земель населенных пунктов площадью _______ кв. м., кадастровый номер _________________, включающий территорию площадью __ кв. м., с видом разрешенного использования «_________________________», расположенный по адресу: ____________________________, ограничения прав и обременения отсутствуют, право собственности на который возникает у Стороны 1 (далее — Участок __).

3. Плата по Соглашению

3.1. Плата за увеличение площади Участка ___ на _____ кв. м., в результате перераспределения и образования Участка ___, составляет __________ руб. (_________________рублей ___копеек) в соответствии с расчетом платы за увеличение площади Участка ___ (приложение N 1).

3.2. Сторона 2 вносит плату за увеличение площади Участка ___ на ___ кв. м., в результате перераспределения и образования Участка ___, в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня подписания настоящего Соглашения Сторонами.

3.3. Оплата производится в рублях путем перечисления суммы, указанной в пункте 3.1. Соглашения, на счет Стороны 1 по следующим реквизитам: Отделение Иркутск г. Иркутск, р/с 40101810900000010001, БИК 042520001, ОКТМО 25701000, КБК 90911406324041000430, ИНН 3849057115, Получатель — УФК по Иркутской области (для КУМИ), в платежном поручении в строке «назначение платежа» необходимо указать: плата за увеличение площади земельного участка по соглашению о перераспределении земельных участков от ________ 20__ N _____________.

4. Права и обязанности Сторон

4.1. Сторона 1 обязуется:

4.1.1. Передать территорию площадью __ кв. м., включенную в Участок __ кв. м., с направлением Стороне 2 акта приема-передачи в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента поступления денежных средств, определенных пунктом 3.1 Соглашения, на расчетный счет Стороны 1.

4.2. Сторона 2 обязуется:

4.2.1. Внести плату за увеличение площади Участка ____ на __ кв. м., в результате перераспределения и образования Участка 3, в порядке и сроки, установленные разделом 3 Соглашения.

4.2.2. Принять территорию площадью __ кв. м., включенную в Участок __ кв. м., путем подписания акта приема-передачи, в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента получения акта приема-передачи от Стороны 1.

4.2.3. Представить Стороне 1 в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента подписания акта приема-передачи территории площадью __ кв. м., включенную в Участок __ кв. м., доверенность на регистрацию права собственности и документ, подтверждающий оплату госпошлины за регистрацию права собственности, либо одновременно со Стороной 1 осуществить государственную регистрацию права собственности на Участок ___.

4.2.4. Использовать Участок __ в соответствии с требованиями земельного законодательства.

4.2.5. При перечислении денежных средств в счет платы за увеличение площади Участка ___ на ____ кв. м., в результате перераспределения и образования Участка ___ Сторона 2 обязана указывать в платежном документе все реквизиты, определенные в пункте 3.3. Соглашения.

5. Ответственность Сторон

5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по Соглашению стороны несут ответственность, предусмотренную действующим законодательством и Соглашением.

5.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение Стороной 2 обязательства, предусмотренного пунктом 4.2.1. Соглашения, Сторона 1 вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения Соглашения полностью, либо обратиться в суд с иском о понуждении к плате, предусмотренной пунктом 4.2.1. Соглашения, а Сторона 2 уплачивает пеню в размере 0,5% от размера платы за увеличение площади Участка ___ на ___ кв. м., в результате перераспределения и образования Участка __, определенного пунктом 3.1. Соглашения, за каждый день просрочки.

5.3. В случае отказа принять территорию площадью ____ кв. м., включенную в Участок ___, в установленный пунктом 4.2.2. Соглашения срок, Сторона 2 уплачивает пеню в размере 2% от размера платы за увеличение площади Участка ___на ___ кв. м., в результате перераспределения и образования Участка ____, определенного пунктом 3.1. Соглашения, за каждый день просрочки до полного исполнения обязательств. По истечении 30-дневного срока неисполнения Стороной 2 обязательства, предусмотренного пунктом 4.2.2 настоящего Соглашения, Соглашение может быть расторгнуто по требованию Стороны 1 в судебном порядке.

5.4. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного пунктом 4.2.3. Сторона 2 уплачивает Стороне 1 пеню в размере 0,1% от размера платы за увеличение площади Участка ___ на ___ кв. м., в результате перераспределения и образования Участка ___, определенного пунктом 3.1. Соглашения, за каждый день просрочки до полного исполнения обязательства.

5.5. Государственная регистрация права собственности Стороны 2 на Участок __ возможна только после исполнения обязательств, предусмотренных пунктами 4.2.1, 4.2.2, 4.2.3. Соглашения, а также после оплаты пени, установленных пунктами 5.2, 5.3, 5.4. Соглашения.

В противном случае, Сторона 1 вправе не осуществлять государственную регистрацию права собственности на участки, указанные в п. 2.1.1. Соглашения, в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, до полного исполнения Стороной 2 указанных обязательств.

5.6. Оплата пени, предусмотренных разделом 5 Соглашения, производится в рублях путем перечисления суммы на счет Стороны 1 по следующим реквизитам: Отделение Иркутск г. Иркутск, р/с 40101810900000010001, БИК 042520001, ОКТМО 25701000, КБК 90911406324042000430, ИНН 3849057115, Получатель — УФК по Иркутской области (для КУМИ), в платежном поручении в строке «назначение платежа» необходимо указать: пени по соглашению о перераспределении земельных участков от ________ 20__ N _____________.

6. Особые условия

6.1. Соглашение вступает в силу с момента его подписания Сторонами, имеет для Сторон обязательную силу и действует до момента полного исполнения обязательств по Соглашению.

6.2. Изменение, указанных в пункте 2.1.1 Соглашения, видов разрешенного использования земельных участков допускается в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

6.3. Все изменения и дополнения к Соглашению действительны, если они совершены в письменной форме и подписаны сторонами до момента государственной регистрации права.

6.4. Настоящее Соглашение составлено в __ экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, ___ для Стороны 1 и ___для Стороны 2 и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области.

6.5. Взаимоотношения Сторон, не урегулированные Соглашением, регулируются действующим законодательством Российской Федерации.

Приложения:

1. Расчет платы за увеличение площади Участка ___ на ____ кв. м., в результате перераспределения и образования Участка ___;

2. Выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости Участок ___, Участок ___.

7. Адреса и подписи Сторон

Сторона 1 Сторона 2

664007, г. Иркутск, ул. Поленова, 1 ______________________________

______________________________

Заместитель мэра — председатель комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

«____»__________________ 20__ г.

«____»__________________ 20__ г.

Приложение 1. Расчет платы за увеличение площади Участка

Приложение 1
к соглашению о перераспределении
земельных участков
N ____________ от_______

Сторона 2 _________________
Адрес _________________

Назначение земель

Кадастровый номер земельного участка

Площадь, кв. м.

Удельный показатель кадастровой стоимости вновь образованного земельного участка, руб. за 1 кв. м. <*>

Плата за увеличение площади, руб.

ИТОГО

________________

* В соответствии с Положением о порядке определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Иркутска, утвержденного решением Думы города Иркутска от 09.10.2015 N 006-20-130197/5 (в редакции решения Думы города Иркутска от 29.09.2017 N 006-20-380574/7)

___________________________________________________   _____________________

          (подпись, расшифровка подписи)                       М.П.

Отделение Иркутск г. Иркутск

Р/с 40101810900000010001 БИК 042520001 ИНН 3849057115 КПП 384901001 ОКТМО 25701000

КБК 90911406324041000430

УФК по Иркутской области (для КУМИ)

Земельный
эксперт

2915

Форма соглашения о перераспределении муниципальных и частных земель

Процедура изменения границ смежных участков или перераспределение проходит согласно установленному регламенту. В том случае, если площадь находится в собственности у одного ведомства, выносится специальное решение, на основании которого и происходит новообразование участков. Если у наделов разные собственники, то между владельцами заключается соглашение, которое в дальнейшем регламентирует процедуру изменения границ.

Соглашение о перераспределении земельных участков оформляется в письменном виде по стандартному образцу (посмотреть и скачать можно здесь: [Образец соглашения о перераспределении земельных участков]). Сторонами договора могут являться государственные органы или администрация населенного пункта. Подобный документ может быть составлен между уполномоченным ведомством и владельцем частной собственности.

Предметом соглашения являются земельные участки, принимающие участие в процедуре.

Содержание соглашения о перераспределении муниципальных и частных земель

Соглашение представляет собой стандартный договор, в котором участвует несколько сторон. В составленном акте обязательно должна присутствовать следующая информация:

  • сведения об участниках правоотношений, их правах и обязанностях;
  • данные об участках, включая полную техническую характеристику и описание;
  • правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы;
  • порядок выполнения необходимых расчетов, связанных с оплатой затрат, возникших при проведении кадастровых работ;
  • распределение прав собственности на участки, которые появятся в результате перераспределения земель.

Документ обязательно подписывается сторонами соглашения и в дальнейшем является основанием для регистрации прав собственности на новые участки в Росреестре.

В некоторых случаях документ не может иметь законной силы. Недействительным признается договор, который заключен с временными пользователями участков.

Порядок регистрации соглашения о перераспределении муниципальных и частных земель

Законом предусмотрена процедура регистрации соглашения об изменении границ муниципальной собственности и частных наделов. Процесс предполагает следующие этапы:

  1. Владельцы участков обращаются с заявлением (посмотреть и скачать можно здесь: [Образец заявления о перераспределении земельных участков]) в уполномоченное ведомство. К заявлению прикладываются обязательные документы.
  2. В течение десяти дней с момента поступления заявки, ведомство рассматривает и проверяет документы. В случае несоответствия, заявление возвращается с указанием причин возврата.
  3. В срок, не превышающий тридцати дней с момента подачи заявки, исполнительный орган должен вынести решение об утверждении схемы расположения будущих участков и направить проект соглашения либо вынести решение об отказе.
  4. После этого заключается официальное соглашение и на основании документа проводятся все необходимые действия, связанные с перераспределением земель.
  5. Подготавливаются все бумаги на новообразованные участки и сдаются на регистрацию в Росреестр. Заявителем может являться любой участник, а вся процедура занимает порядка одного месяца.

Заключение

В итоге можно сделать несколько выводов:

  1. Соглашение является одним из документов, выступающих основанием для проведения процедуры перераспределения участков.
  2. Законом предусмотрена письменная форма документа, которая содержит все необходимые пункты и полностью описывает порядок и условия процедуры.
  3. Сторонами сделки могут выступать не только государственные органы или муниципалитет, но и частные собственники земель.
  4. Данный документ обязательно подписывается сторонами и является основанием для регистрации прав собственности на образованные участки.
  5. Порядок регистрации документа в Росреестре предполагает его начальное оформление, а затем проведение всех необходимых кадастровых действий с землями. На финальном этапе готовый пакет документов, включая кадастровые паспорта новых площадей, передается на регистрацию.
  6. Для оформления соглашения от участника потребуется подать соответствующее заявление, к которому прилагаются обязательные документы.
  7. В течение тридцати дней с момента поступления заявки, исполнительный орган обязан принять положительное решение и направить заявителю проект соглашения или вынести решение об отказе с указанием причин.

Образцы заявлений и бланков

Вам понадобятся следующие образцы документов:

Остались вопросы? Задайте их практикующим юристам по земельным вопросам прямо сейчас:

Порядок перераспределения земельных участков с 1 января 2020 года

Земельные участки, в соответствии со ст.11.7 Земельного кодекса могут быть перераспределены между собственниками. В статье подробно разберем, какой существует порядок перераспределения земельных участков с 1 января 2020 года.

Правила образования земельных участков в 2020 году

В соответствии с земельным кодексом (ст.11.2) существует несколько способов возникновения новых земельных наделов. Вот так звучат общие правила образования земельных участков, в 2020 году:

  • Выдел одного, или наоборот, объединение нескольких участков
  • Перераспределение земельных участков
  • Раздел (один участок делится на несколько)

Но мы остановим свое внимание на образовании земельных участков путем перераспределения. Уточним какова процедура и порядок перераспределения земельного участка в 2020 году. Также выясним куда стоит обращаться и какие документы следует собрать.


Когда возникает необходимость перераспределения земельных участков?

Необходимость в перераспределении земельных участков возникает по разным причинам. Чаще всего, собственник обращается по этому вопросу тогда, когда возникает проблема, которую удобно решить путем перераспределения земельных участков. Например, изломанная линия границы; вклинивания смежных участков; подвод коммуникаций; неудобный подход или подъезд; дом, который уже построен выходит за предельно допустимые границы от забора. Ведь по сути – перераспределение площади земельных участков – это процедура их объединения, а затем раздела. То есть, перераспределение создано для удобства собственников, чтобы исключить дополнительную волокиту с документами.

Собственник земельного участка, может путем перераспределения земельных участков осуществить прирезку земельного участка за счет смежных земель и увеличить свою площадь.

Особенности перераспределения земельных участков с 1 января 2020 года

Какие существуют особенности перераспределения земельных участков с 1 января 2020 года? По закону нельзя перераспределить дачные участки. Но это связано лишь с тем, что понятие дачный участок с 2020 года упразднили и заменили на садовый участок. Другие новшества в законодательстве касаются общих изменений в системе кадастра. Они связаны со вступлением в силу с 16.09.2020 закона 150-ФЗ (от 17.06.2020), который предусматривает новый порядок комплексных кадастровых работ для согласования границ земельных участков СНТ, территорий общего пользования и прочих участков, находящихся в собственности граждан.  Что же получается в результате перераспределения земельного участка между собственниками? Все просто — возникает новый участок (участки), с другими координатами и площадью. Насчет кадастрового номера – будет ли он изменен или нет, это решит кадастровая палата.

Порядок действий при перераспределении

Для начала собираем комплект документов. Чтобы выяснить, какие именно документы понадобятся для перераспределения земельных участков именно в вашем случае, следует обратиться в органы местной власти. Статья 39.29 Земельного кодекса гласит, что для перераспределения земельных участков нужно заключить соглашение между собственниками, в целях заключения которого подается заявление.
Заявление о перераспределении земельных участков
Заявление типовое, заполняется легко. Примерную форму можно найти на просторах интернета, однако лучше поинтересоваться в местных органах власти, какой бланк заявления принят в вашем муниципалитете, так как форма заявления не является общепринятой. Также заявление можно подать через госуслуги или по почте.
В заявлении обязательно должно быть указано:

  • ФИО, адрес, паспортные данные (для физ.лиц)
  • Наименование и реквизиты (для юр.лиц)
  • Кадастровые номера участков

Неотъемлемой частью заявления будет пакет документов, необходимых при перераспределении между земельными участками:

  • выписка из ЕГРН, либо копии документов о собственности или ином правообладании на землю
  • проект межевания территории
  • схема расположения земельного участка (если нет проекта межевания)
  • выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП (для юридических лиц).

Это не исчерпывающий список документов. При перераспределении земельных участков, находящихся, в частной собственности или в государственной собственности, могут понадобиться еще какие-нибудь уточняющие документы, все зависит от индивидуального случая.

Сроки рассмотрения заявления о перераспределении земельных участков

В соответствии со ст.39.29 (п.8) Земельного кодекса срок рассмотрения заявления о перераспределении земельных участков составляет 30 рабочих дней.
Этот срок может быт увеличен до 45 рабочих дней в случае, если для рассмотрения заявления требуется получить дополнительную документацию или материалы.
Если же заявление подано с нарушениями (в комплекте не хватает документов, подано в иной орган) – тогда оно возвращается в течение 10 дней со дня поступления.
Рассмотрев заявление о заключении соглашения о перераспределении земель администрация принимает одно из следующих решений:

  • Утвердить схему расположения, либо основываясь на утвержденный проект межевания дать положительный ответ на подписание соглашения о перераспределении земельных участков;
  • Отказать в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, указав при этом законные причины.

Если заявление рассмотрено, и дан положительный ответ, тогда следующим шагом будет Соглашение о перераспределении земельных участков.
Соглашение о перераспределении земельных участков заключается обязательно в письменном виде – это добровольное желание сторон с подробным описанием способов и мотивов перераспределения.
Соглашение составляется между заинтересованными собственниками участков
. Собственниками могут выступать как частники, так и государство или муниципалитет.

Кто оформляет перераспределение земельного участка

Мы выяснили, что для перераспределения земельных участков требуется ряд документов. А кто оформляет перераспределение земельного участка? Порядок перераспределения земельных участков предполагает участие не только собственников земель, в том числе муниципальных, государственных органов, но других структур и лиц. Так, в результате перераспределения готовится межевой план, право подписи которого принадлежит только зарегистрированному кадастровому инженеру, кроме того, кадастровый инженер дает консультации и оказывает помощь как на этапе подготовки документов (схем, проектов), так и после заключения соглашения.

Для того, чтобы оформить межевание следует выбрать кадастровую компанию или кадастрового инженера в своем регионе. Мы подготовили для этого бесплатный и удобный онлайн сервис — калькулятор цен на кадастровые услуги, с помощью которого можно выбрать исполнителя кадастровых работ.
Диск с межеванием, а также пакет документов для регистрации вновь созданных перераспределенных земельных участков, передается в местный МФЦ, для последующей регистрации в органах Росреестра.
Когда вновь созданные участки будут поставлены на кадастровый учет, тогда старые прекратят свое существование.
Таким образом, за счет перераспределения земельных участков возможно увеличение или уменьшение площади таковых
. Увеличение площади (прирезка земельного участка) может быть как за счет государственных (муниципальных) земель, так и за счет частной собственности. Как правило, при таком раскладе, в соглашении обычно прописывается денежная компенсация.

Перераспределение земельных участков с муниципальной землей в 2020 году

Перераспределение земельных участков — это процедура, в результате проведения которой из двух и более смежных участков либо из частного надела и муниципальной земли образуются новые землевладения. Существует множество ситуаций, когда у человека возникает желание или необходимость «перекроить» свой надел земли. Например, из-за неудобной конфигурации, проблем с подъездными путями либо просто площадь стала маловата. В некоторых случаях закон позволяет для решения этой проблемы перераспределить землю в иных границах.

Что говорит закон

Все вопросы, касающиеся права собственности на землю, регулируются в России специальным Земельным кодексом. Этот документ устанавливает, что такое перераспределение земельных участков, и при соблюдении каких условий и в каком порядке его можно осуществить. Как правило, рядового гражданина интересует, в каких случаях к его собственному наделу он вправе добавить часть муниципальной земли, которая с ним граничит. В соответствии со ст. 39.38 Земельного кодекса РФ, в новой редакции такое перераспределение допускается:

  • в целях приведения границ участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, изломанности границ и других недостатков;
  • в отношении наделов, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства.

Частное землевладение гражданина при этом не вправе увеличиться более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков, в соответствии с их назначением.

Обратите внимание, что закон о перераспределении земельных участков в 2020 году не предусматривает проведение данной процедуры в отношении дачных хозяйств. Но это не повод для волнений. Просто с 01.01.2020 такое понятие, как дачное товарищество, исчезло, и все дачные хозяйства стали садоводческими.

Куда идти для перераспределения земли

Чтобы увеличить свой надел или изменить его границы за счет муниципальных земель, следует подать в уполномоченный орган местной администрации заявление о заключении соответствующего соглашения. Его вы вправе составить самостоятельно или скачать бланк на сайте муниципалитета. В заявлении укажите:

  • Ф.И.О., адрес и паспортные данные заявителя;
  • кадастровый номер участка, границы которого подлежат изменению.

К заявлению приложите следующие документы:

  • копию правоустанавливающего документа на землю, если право собственности не зарегистрировано в ЕГРН;
  • схему расположения земельного надела в случае, если отсутствует утвержденный проект межевания территории.

Образец заявления о перераспределении земельных участков в 2020 году

Заявление вместе с приложенными документами подайте в муниципальный орган лично, направить по почте на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием сети Интернет.

В течение 30 дней со дня получения заявления уполномоченный орган направляет заявителю положительное решение в виде утверждения предложенной схемы либо мотивированный отказ.

Если вопрос решен положительно, следующим шагом следует обратиться к кадастровому инженеру для подготовки межевого плана. Потом образованный надел надо поставить на кадастровый учет. В срок не более чем 30 дней со дня получения кадастрового паспорта вновь образованного участка муниципальный орган направляет подписанные экземпляры проекта соглашения о перераспределении заявителю для подписания, которые тот подписывает в течение 30 дней.

Сколько стоит перераспределить землю

Увеличение площади земли, находящейся в частной собственности, за счет муниципальных земель осуществляется за плату, размер которой определяется в порядке, установленном органом местного самоуправления. В разных регионах местная власть по-разному подходит к вопросу начисления этой платы. Как правило, выкупная цена привязывается к кадастровой стоимости земли и доходит до 100 процентов последней.

Оплату за увеличение надела следует перечислить в течение срока, указанного в заключенном с местной администрацией соглашении.

Стоимость межевания в разных населенных пунктах тоже различается. На нее влияют такие факторы, как регион, категория земель, площадь, местоположение, форма надела и т. п.

В Москве и Московской области цена проведения этих работ составляет до 30 000 рублей. А в других субъектах вам сделают межевой план за гораздо меньшие деньги — такая услуга стоит около 2020 рублей или даже меньше. Частные фирмы самостоятельно устанавливают цены, ориентируясь на рынок спроса и предложения, поэтому даже в пределах одного муниципального образования стоимость работ по межеванию у разных исполнителей различается.

Почему в заявке на перераспределение земельного участка могут отказать

Комментарий эксперта специально для сайта Сашки Букашки:

Татьяна Скворцова
Юрист в Челябинске

В перераспределении должны отказать, если:

  1. Из участка, который заявитель хочет присоединить к своему участку в порядке перераспределения, можно образовать самостоятельный участок.
  2. На участке, который заявитель хочет присоединить, находится чужая недвижимость.
  3. Присоединяемый участок изъят из оборота, ограничен в обороте или зарезервирован для государственных или муниципальных нужд.
  4. Присоединяемый участок уже выставлен на аукцион, либо другому лицу уже предварительно согласовано его предоставление, либо в отношении данного участка подано заявление о предварительном согласовании.
  5. Участок заявителя после перераспределения окажется больше предельных максимальных размеров.
  6. В отношении участка заявителя не проведено межевание, т.е. границы исходного участка точно не определены. Кстати, сама процедура межевания часто позволяет бесплатно «прирезать» соседний пустующий участочек без перераспределения.

И главное, в перераспределении откажут, если заявитель просто не подпадает под действие норм о перераспределении (ст. 39.28 ЗК РФ), т.е.:

  • Не является гражданином-владельцем участка, предоставленного под садоводство, огородничество, личное подсобное хозяйство или индивидуальное жилищное строительство,
  • не является владельцем участка, который необходимо привести в соответствие с проектом межевания территории.

На что еще обратить внимание

Иногда случается так, что ваш участок граничит не с землями муниципалитета, а с территорией, принадлежащей другому частному собственнику. Если ваш сосед не возражает против передела границ, то вы можете заключить с ним соответствующее соглашение. Перераспределение земельных участков между двумя собственниками в 2020 году регулируется Земельным кодексом РФ. В результате образуются новые смежные участки, а существование предыдущих прекращается. Для осуществления такой процедуры землевладения должны соответствовать ряду требований:

  • быть смежными;
  • поставлены на кадастровый учет и иметь установленные границы;
  • находиться на территории одного муниципального образования;
  • принадлежать к одной категории земель и иметь один вид разрешенного использования.

Но о цене в этом случае вам, естественно, придется договариваться уже не с местной властью, а с частным собственником.

Образец соглашения о перераспределении земельных участков в 2020 году

Похожие статьи

comments powered by HyperComments

Скачать образцы документов

  1. Бланк заявления на перераспределение земельных участков.скачать
  2. Соглашение о перераспределении земельных участков между двумя собственниками.скачать

Законы все время меняются, но Сашка Букашка поддерживает статью в актуальном состоянии.

Подписывайтесь на нас в социальных сетях, чтобы не пропустить важное:

Популярные материалы:

25.12.2020

25.12.2020

25.12.2020

Оформление «прирезок» к земельным участкам: новые возможности

1 марта вступил в силу закон, предоставивший гражданам возможность расширить границы своих земельных участков, соседствующих с государственными и муниципальными землями, за счет оформления «прирезок» (Федеральный закон от 23 июня 2020 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Разберемся, из каких земель можно это сделать, насколько это дорого и как правильно оформить увеличение площади своего участка.

«Прирезка»: что это такое и с чем ее едят

«Прирезкой» называют увеличение фактической площади участка за счет самовольно занятых земель. Раньше такие действия были под запретом, однако это не мешало некоторым гражданам устанавливать свои заборы с захватом чужой территории. Со временем незаконно занятых земель стало так много, что законодатель принял решение позволить гражданам оформить данные «прирезки», а тем, кто только мечтает увеличить площадь своих участков и устранить изломанность их границ, – сделать это официально и за небольшую плату. Так в Земельном кодексе РФ появилась глава V.4, регулирующая порядок перераспределения государственных, муниципальных и частных земель, которая вступила в силу 1 марта.

Новые нормы распространяются на участки, находящиеся в собственности граждан и граничащие с государственными и муниципальными. Земля, за счет которой осуществляется «прирезка», не может быть территорией общего пользования, а также выходить за пределы «красных линий» – линий, которые обозначают границы коммуникаций, автомобильных дорог и иных линейных объектов – или относиться к другой территориальной зоне. Напомним, территориальные зоны – это зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (п. 7 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ). Узнать, к какой территориальной зоне относится тот или иной земельный участок, можно на официальном сайте конкретного муниципального образования либо сайте администрации муниципалитета (ответственного комитета администрации). Как правило, на этих ресурсах размещена карта, на которой цветом обозначены границы той или иной территориальной зоны – это позволяет найти интересующий пользователя земельный участок и определить, в рамках какой территориальной зоны он расположен.

Обратиться за оформлением «прирезки» может владелец земли, предназначенной для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства и индивидуального жилищного строительства. При этом в результате перераспределения земли площадь участка не может превышать предельный максимальный размер, установленный правилами землепользования и застройки территории в пределах градостроительной зоны (п. 1 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ). С этими правилами также можно ознакомиться на указанных сайтах. Например, в подмосковном Серпухове предельная площадь земли для постройки маленького дома на одну квартиру (с высотой в коньке крыши до 9 м и длиной до 16 м) составляет 200 кв. м.

Цена вопроса

Размер платы за земельный участок, который гражданин хочет «добавить» к имеющемуся, устанавливается собственником земли – государством, субъектом федерации либо муниципальным образованием – в зависимости от ее принадлежности (п. 5 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ). «Для расчета итоговой цены «прирезаемого» земельного участка достаточно знать его площадь, кадастровую стоимость и размер платы за «прирезку», который устанавливается владельцем земли в процентах от ее стоимости», – объясняет заместитель генерального директора юридической компании «Прайм Лекс» Александр Агафонов.

Кадастровую стоимость можно выяснить, например, из Публичной кадастровой карты, размещенной на сайте Росреестра. Если на этом ресурсе не оказалось нужных сведений, рекомендуем заглянуть в раздел «Сервисы» (подраздел «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online») и поискать кадастровую стоимость там. Для этого необходимо знать кадастровый или условный номер участка или его адрес. Кроме того, можно направить электронный запрос в Росреестр. В этом случае ведомство обязано ответить не позднее, чем через пять дней после получения запроса (п. 41 Порядка предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости). Заявитель вправе сам выбрать наиболее приемлемую форму ответа – письмо на электронную почту (для этого нужно указать ее адрес в заявлении) или бумажное письмо (в заявлении необходимо указать почтовый адрес, на который оно должно прийти, или любое отделение Почты России, до востребования). В первом случае необходимо уплатить госпошлину в размере 150 руб. (платежку следует отсканировать и приложить к запросу), во втором – 400 руб.

«Цена «прирезок», вероятно, окажется сравнительно ниже рыночной, поскольку иным способом эти участки задействовать в обороте проблематично, а по факту они давно используются гражданами в своих целях и зачастую даже огорожены», – рассуждает управляющий партнер Коллегии адвокатов Республики Татарстан SERGIS Тимур Сергеев. Действительно, при присоединении земельного участка из федеральных земель гражданину придется заплатить всего 15% от ее кадастровой стоимости (постановление Правительства РФ от 3 декабря 2020 г. № 1308).

Порядок оформления «прирезок»

Перераспределение земель осуществляется на основании соглашения заявителя с уполномоченным органом. Уполномоченным органом выступает орган местного самоуправления, в компетенцию которого входит распоряжение государственными или муниципальными землями. В Московской области это Правительство Московской области или уполномоченные им центральные исполнительные органы государственной власти Московской области (Закон Московской области от 24 июля 2020 г. № 106/2014-ОЗ). Именно в эти ведомства желающий расширить границы своего участка должен подать копии правоустанавливающих документов на него, заявление о перераспределении и проект межевания территории, на которой расположен участок (ст. 39.29 Земельного кодекса РФ). В случае отсутствия проекта межевания заявителю придется за собственный счет изготовить схему расположения земельного участка. Данный документ оформляется кадастровым инженером на основе данных геодезической съемки (ст. 11.3 Земельного кодекса РФ). Средняя стоимость оформления схемы расположения земельного участка составляет около 5 тыс. руб.

Через 30 календарных дней после получения всех документов уполномоченный орган принимает решение об утверждении новой схемы расположения земельного участка либо об отказе в заключении соглашения о перераспределении. Заместитель генерального директора юридической компании «ИнвестКонсалт Системс», к. ю. н. Анастасия Митрохина считает, что именно на этом этапе могут возникнуть основные проблемы: например, может выясниться, что земельный участок переведен в категорию земель общего пользования либо включен в территорию под застройку в соответствии с планом развития территории. Узнать об этом можно также на сайте Росреестра.

Земельный кодекс РФ содержит перечень оснований для отказа в перераспределении земельных участков (п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ). Например, гражданин не сможет «прирезать» землю, ограниченную в обороте, зарезервированную для государственных или муниципальных нужд или выставленную на аукцион. «Если же перераспределение затрагивает права землепользователей, землевладельцев, арендаторов земли или залогодержателей, то оно должно быть осуществлено с их согласия. Например, если участок находится в ипотеке, то для оформления «прирезки» к нему потребуется разрешение банка», – разъясняет Александр Агафонов. Могут возникнуть и иные проблемы, которые во многом связаны с неопределенностью нового порядка. «Неизвестно, как поступать в ситуации, когда на один участок земли претендуют сразу несколько лиц – в Земельном кодексе РФ нет норм, по которым возможно разрешить данный спор», – сетует руководитель Управления правового консалтинга аудиторско-консалтинговой группы «ФинЭкспертиза» Виктор Демидов.

При положительном решении уполномоченного органа гражданин должен организовать и оплатить проведение работ по постановке на кадастровый учет всех земельных участков, которые образуются в результате перераспределения (п. 11 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ). Как разъяснили порталу ГАРАНТ.РУ в Минэкономразвития России, речь идет не только об участке, который принадлежит гражданину и границы которого были расширены, но и о государственной (муниципальной) земле, за счет которой произошло такое расширение. При этом оплатить такие работы придется вне зависимости от площади государственного (муниципального) участка, использованного для перераспределения. «Стоимость услуг кадастрового инженера сильно разнится в зависимости от сложности работы и региона их выполнения. Например, в Можайском районе Московской области постановка участка на кадастровый учет обойдется примерно в 10 тыс. руб, а в Ленинградской области – уже в 30 тыс. руб. Данные траты – неизбежная для заявителя плата за возможность легально увеличить территорию и приобрести собственность на землю на льготных условиях», – отмечает Александр Агафонов.

После получения кадастрового паспорта на новый участок гражданин предоставляет его в уполномоченный орган, который подписывает проект соглашения о перераспределении земельных участков, а затем направляет его заявителю для подписания. Гражданин обязан подписать это соглашение в 30-дневный срок со дня его получения (ст. 39.29 Земельного кодекса РФ). Оплата приобретаемого участка осуществляется в течение месяца с момента подписания соглашения. Рассрочка и отсрочка платежа не предусмотрены.

Последствия оформления «прирезок»

Оформление «прирезок» выгодно как гражданам, так и государству, поскольку казна получит дополнительный приток денежных средств в виде платы за такие участки. Кроме того, увеличится общий объем частных земель, которые теперь будут облагаться налогом и полноценно участвовать в гражданском обороте. «А еще запуск такого механизма повлечет за собой актуализацию сведений государственного кадастра недвижимости», – добавляет руководитель практики недвижимости Юридической компании «Генезис» Артур Стариков. Александр Агафонов рассказывает, что на западе опыт перераспределения земли между гражданами и государством отсутствует – в большинстве стран Европы все участки уже давно находятся в частной собственности. А в США федеральные земли хоть и могут передаваться гражданам, но только в случаях, когда государство не может эффективно использовать участок, а его продажа будет способствовать развитию территории или достижению иных общественно полезных целей.

***

В целом эксперты ГАРАНТ.РУ положительно оценили новеллу Земельного кодекса РФ о перераспределении земли. Однако не все так гладко: в связи с отсутствием всех необходимых подзаконных актов и опыта применения новых норм на начальном этапе оформления «прирезок» у граждан и уполномоченных органов могут возникнуть некоторые сложности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: