Схема раздела земельного участка — в 2021 году, утверждение и постановление, проведение экспертизы

Порядок перераспределения земельных участков с 1 января 2021 года

Земельные участки, в соответствии со ст.11.7 Земельного кодекса могут быть перераспределены между собственниками. В статье подробно разберем, какой существует порядок перераспределения земельных участков с 1 января 2021 года.

Правила образования земельных участков в 2021 году

В соответствии с земельным кодексом (ст.11.2) существует несколько способов возникновения новых земельных наделов. Вот так звучат общие правила образования земельных участков, в 2021 году:

  • Выдел одного, или наоборот, объединение нескольких участков
  • Перераспределение земельных участков
  • Раздел (один участок делится на несколько)

Но мы остановим свое внимание на образовании земельных участков путем перераспределения. Уточним какова процедура и порядок перераспределения земельного участка в 2021 году. Также выясним куда стоит обращаться и какие документы следует собрать.


Когда возникает необходимость перераспределения земельных участков?

Необходимость в перераспределении земельных участков возникает по разным причинам. Чаще всего, собственник обращается по этому вопросу тогда, когда возникает проблема, которую удобно решить путем перераспределения земельных участков. Например, изломанная линия границы; вклинивания смежных участков; подвод коммуникаций; неудобный подход или подъезд; дом, который уже построен выходит за предельно допустимые границы от забора. Ведь по сути – перераспределение площади земельных участков – это процедура их объединения, а затем раздела. То есть, перераспределение создано для удобства собственников, чтобы исключить дополнительную волокиту с документами.

Собственник земельного участка, может путем перераспределения земельных участков осуществить прирезку земельного участка за счет смежных земель и увеличить свою площадь.

Особенности перераспределения земельных участков с 1 января 2021 года

Какие существуют особенности перераспределения земельных участков с 1 января 2021 года? По закону нельзя перераспределить дачные участки. Но это связано лишь с тем, что понятие дачный участок с 2021 года упразднили и заменили на садовый участок. Другие новшества в законодательстве касаются общих изменений в системе кадастра. Они связаны со вступлением в силу с 16.09.2021 закона 150-ФЗ (от 17.06.2021), который предусматривает новый порядок комплексных кадастровых работ для согласования границ земельных участков СНТ, территорий общего пользования и прочих участков, находящихся в собственности граждан.  Что же получается в результате перераспределения земельного участка между собственниками? Все просто — возникает новый участок (участки), с другими координатами и площадью. Насчет кадастрового номера – будет ли он изменен или нет, это решит кадастровая палата.

Порядок действий при перераспределении

Для начала собираем комплект документов. Чтобы выяснить, какие именно документы понадобятся для перераспределения земельных участков именно в вашем случае, следует обратиться в органы местной власти. Статья 39.29 Земельного кодекса гласит, что для перераспределения земельных участков нужно заключить соглашение между собственниками, в целях заключения которого подается заявление.
Заявление о перераспределении земельных участков
Заявление типовое, заполняется легко. Примерную форму можно найти на просторах интернета, однако лучше поинтересоваться в местных органах власти, какой бланк заявления принят в вашем муниципалитете, так как форма заявления не является общепринятой. Также заявление можно подать через госуслуги или по почте.
В заявлении обязательно должно быть указано:

  • ФИО, адрес, паспортные данные (для физ.лиц)
  • Наименование и реквизиты (для юр.лиц)
  • Кадастровые номера участков

Неотъемлемой частью заявления будет пакет документов, необходимых при перераспределении между земельными участками:

  • выписка из ЕГРН, либо копии документов о собственности или ином правообладании на землю
  • проект межевания территории
  • схема расположения земельного участка (если нет проекта межевания)
  • выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП (для юридических лиц).

Это не исчерпывающий список документов. При перераспределении земельных участков, находящихся, в частной собственности или в государственной собственности, могут понадобиться еще какие-нибудь уточняющие документы, все зависит от индивидуального случая.

Сроки рассмотрения заявления о перераспределении земельных участков

В соответствии со ст.39.29 (п.8) Земельного кодекса срок рассмотрения заявления о перераспределении земельных участков составляет 30 рабочих дней.
Этот срок может быт увеличен до 45 рабочих дней в случае, если для рассмотрения заявления требуется получить дополнительную документацию или материалы.
Если же заявление подано с нарушениями (в комплекте не хватает документов, подано в иной орган) – тогда оно возвращается в течение 10 дней со дня поступления.
Рассмотрев заявление о заключении соглашения о перераспределении земель администрация принимает одно из следующих решений:

  • Утвердить схему расположения, либо основываясь на утвержденный проект межевания дать положительный ответ на подписание соглашения о перераспределении земельных участков;
  • Отказать в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, указав при этом законные причины.

Если заявление рассмотрено, и дан положительный ответ, тогда следующим шагом будет Соглашение о перераспределении земельных участков.
Соглашение о перераспределении земельных участков заключается обязательно в письменном виде – это добровольное желание сторон с подробным описанием способов и мотивов перераспределения.
Соглашение составляется между заинтересованными собственниками участков. Собственниками могут выступать как частники, так и государство или муниципалитет.

Кто оформляет перераспределение земельного участка

Мы выяснили, что для перераспределения земельных участков требуется ряд документов. А кто оформляет перераспределение земельного участка? Порядок перераспределения земельных участков предполагает участие не только собственников земель, в том числе муниципальных, государственных органов, но других структур и лиц. Так, в результате перераспределения готовится межевой план, право подписи которого принадлежит только зарегистрированному кадастровому инженеру, кроме того, кадастровый инженер дает консультации и оказывает помощь как на этапе подготовки документов (схем, проектов), так и после заключения соглашения.

Для того, чтобы оформить межевание следует выбрать кадастровую компанию или кадастрового инженера в своем регионе. Мы подготовили для этого бесплатный и удобный онлайн сервис — калькулятор цен на кадастровые услуги, с помощью которого можно выбрать исполнителя кадастровых работ.
Диск с межеванием, а также пакет документов для регистрации вновь созданных перераспределенных земельных участков, передается в местный МФЦ, для последующей регистрации в органах Росреестра.
Когда вновь созданные участки будут поставлены на кадастровый учет, тогда старые прекратят свое существование.
Таким образом, за счет перераспределения земельных участков возможно увеличение или уменьшение площади таковых
. Увеличение площади (прирезка земельного участка) может быть как за счет государственных (муниципальных) земель, так и за счет частной собственности. Как правило, при таком раскладе, в соглашении обычно прописывается денежная компенсация.

Землеустроительная экспертиза 2021 : виды, особенности, применение

Время чтения: 9 минут

Межевание, вынос границ, кадастровые работы, строительная геодезия… Когда обыватель сталкивается с узакониванием, оформлением или разделом участков, всплывает множество незнакомых определений. Одно из них – земельная экспертиза. Споры между собственниками, реестровые ошибки, образование нескольких земельных участков из одного – лишь некоторые случаи, когда потребуется экспертное заключение. Давайте обсудим, что оно собой представляет и какие формы имеет.

Общая информация о земельной экспертизе

Землеустроительная экспертиза – это технико-юридический аудит отдельного участка или целых земельных комплексов, исследование материалов землеустройства, кадастровых, правоустанавливающих и удостоверяющих документов на землю и их сравнение с фактическими условиями землепользования.

Проведение этой процедуры требует специальных знаний и состоит из нескольких обязательных этапов. Это комплекс сложных, а потому не дешевых экспертных работ – стоимость достигает нескольких десятков тысяч рублей.

В процессе проведения экспертизы специалист устанавливает:

  • квадратуру одного или нескольких участков, или частей одного из них;
  • границы используемых участков;
  • законные границы, установленные кадастровыми документами;
  • порядок землепользования при общем владении участком двумя и более сособственниками;
  • соответствие расположения застройки кадастровым документам и так далее.

Перечисленная процедура проводится при экспертизах общего характера, необходимость в которых возникает, например, при разрешении споров между соседями.

Наряду с ними существует масса других специфических форм аудита, суть и цель которых зависит от деятельности на конкретном участке земли.

Виды землеустроительных экспертиз

Землеустроительные экспертизы классифицируются по нескольким признакам. Если потребность в проведении аудита вызвана наличием спора, принято выделять внесудебную и судебную экспертизу.

При необходимости определить границы участка проводится экспертиза наложения границ, экспертиза раздела и выноса границ в натуру.

Что касается специфических форм аудита, зависящих от характера изысканий, выделяют следующие виды экспертиз:

  • историко-культурную;
  • экологическую;
  • археологическую;
  • геологическую;
  • логистическую;
  • госэкспертизу документации.

В каждом из перечисленных случаев независимая экспертиза земельного участка должна предоставлять объективные и беспристрастные результаты.

Досудебная экспертиза

Деление видов земельного аудита на внесудебный и судебный не зависит от характера проблемы, вызвавшей необходимость его проведения, и обусловлено лишь процессуальными особенностями. Любая экспертиза может быть как внесудебной, так и судебной.

Внесудебный аудит проводится на основании договора, заключенного между владельцем земли или иным заинтересованным лицом и организацией, проводящей экспертизу.

Поскольку исследование осуществляется в частном порядке, решение о его проведении принимает либо сам землепользователь, либо обе стороны спора. При этом они свободны в выборе экспертной организации, главное условие – наличие у специалистов квалификационных сертификатов.

Судебная экспертиза

Земельная экспертиза для суда имеет принципиально иной характер, так как назначается не по желанию сторон, а исключительно по решению суда или следователя/дознавателя, если речь идет об уголовном производстве.

Характер спора тоже не имеет значения, однако спектр ситуаций, когда она может быть назначена, значительно расширяется.

Судья определяет, какая экспертная организация будет проводить аудит, целесообразно ли привлекать государственные судебно-экспертные учреждения или можно обойтись услугами частных специалистов.

Судебная экспертиза назначается и в случае, если результаты внесудебного аудита вызвали у судьи сомнения. Например, если исследования:

  • проводились с существенными нарушениями;
  • основаны на недостоверных или искаженных фактах;
  • содержат необъективные выводы.

В этом случае судебная экспертиза назначается по ходатайству заинтересованной стороны или по инициативе судьи.

Землеустроительные экспертизы границ

Чаще всего экспертные работы в отношении земли касаются определения границ земельных участков. Сложно отрицать важность этой процедуры, ведь несоблюдение границ нарушает права собственников смежных участков.

Нарушителя могут привлечь к административной ответственности, если его действия будут расценены как самозахват земель (ст. 7.1 ).

К тому же любое преобразование участка связано с определением его фактических границ, а они, в свою очередь, определяют площадь надела, следовательно, его кадастровую/рыночную стоимость.

В зависимости от ситуации, экспертиза границ земельного участка может быть проведена на предмет:

  • Наложения границ земельных участков. Это часто происходит в результате ошибки кадастрового инженера. Неверное определение координат поворотных точек, неучет объектов застройки ведут к линейному смещению, из-за чего участки накладываются друг на друга. Это нарушает права собственников соседних участков и лишь эксперт выявит наличие таких наложений.
  • Выноса границ в натуру. Если границы участка определены только планом, а межевые знаки утеряны, перенести проектные координаты поможет экспертиза по выносу границ в натуру. Межевые знаки установят в местах, которые определяет кадастровая выписка.
  • Межевания и закрепления границ межевыми знаками. Экспертиза по межевым работам включает:
    • согласование границ участков;
    • формирование планово-графического обоснования;
    • определение координат и установку межевых знаков;
    • подготовку документов, в том числе межевого плана, для первичной регистрации координат участка в кадастре недвижимости.
  • Раздела участка. Прежде чем разделить земельный участок на несколько новых, следует определить, возможен ли раздел. Нужно учесть целевое назначение, допустимые предельные размеры и другие требования. Например, земельный участок СНТ (садоводческого товарищества) можно разделить лишь с учетом проекта организации территории.

Государственная историко-культурная экспертиза земель

На первый взгляд, историко-культурный аудит является специфической формой земельной экспертизы. Но на самом деле это одна из немногих обязательных форм экспертных проверок.

Государственная историко-культурная экспертиза земельного участка, согласно ст. 28 , обязательна в случаях, когда на участке планируются земляные, мелиоративные, строительные или хозяйственные работы.

Задача аудита состоит в том, чтобы выявить объекты культурного наследия или объекты, обладающие такими признаками.

В соответствии с пп. д) п. 11.1 Положения, утв. , экспертиза проводится в случаях, когда у профильных ведомств нет сведений об отсутствии на указанном участке археологических ценностей.

Проведение историко-культурной экспертизы земельного участка осуществляется путем археологической разведки, при наличии разрешения на ее проведение. Кроме того, эксперт должен представить:

  • выписку из кадастра недвижимости;
  • кадастровый план;
  • кадастровую карту территорий;
  • заключение об отсутствии на участке археологических ценностей.

Результаты экспертизы оформляются в виде акта, который в двух экземплярах направляется в профильную службу.

Экологическая экспертиза земель

Экологический аудит земель – еще одна форма экспертизы, которая проводится в обязательном или частном порядке. Ее цель – проверить, соответствует ли документация на проведение хозяйственной деятельности требованиям законодательства об окружающей среде и предотвратить негативное воздействие от такой деятельности.

Законодателем различается государственная и частная экологическая экспертиза земельного участка.

Согласно ст.ст. 11-12 , она проводится в отношении:

  • проектной документации на застройку/реконструкцию при строительстве опасных, технически сложных или иных объектов, которые располагаются на землях особо охраняемых территорий;
  • проектной документации объектов по обезвреживанию отходов;
  • документации на искусственные участки, которые будут возведены на водоемах.

Ничто не мешает собственникам земли или потенциальным покупателям инициировать экологическую проверку земель. Частная экспертиза проводится для того, чтобы определить уровень загрязненности, наличие опасных химических веществ, токсинов, болезнетворной плесени либо повышенного радиационного фона.

Среди распространенных случаев ее проведения:

  • подготовка земельного участка к застройке;
  • организация искусственного водоема;
  • обустройство частного пляжа, санаторно-курортных, лечебных учреждений;
  • создание частных пастбищ, засев полей сельскохозяйственными культурами и так далее.

Археологический аудит

Во многих источниках упоминается такой обособленный вид земельного аудита, как археологическая экспертиза земельного участка. На самом деле некорректно выделять его в отдельный вид экспертизы.

Археологический аудит – разновидность историко-культурной экспертизы. Его особенность заключается в том, что, согласно ФЗ № 73, он проводится лишь в отношении земельных участков, на которых планируется проведение каких-либо работ.

Инженерно-геологическая экспертиза

Геологическая экспертиза земельного участка – вид коммерческого аудита земель. Его главная цель – установить возможность застройки на исследуемой территории, ведь проект строения должен создаваться с учетом геологических характеристик грунта:

  • свойств и качества;
  • глубины промерзания;
  • структуры почвы;
  • глубины залегания грунтовых вод и так далее.

В некоторых случаях грунтовая обстановка вообще не подходит для строительства, и выявить это может лишь геологический аудит инженерных изысканий.

Обращаем внимание, что, согласно ст. 49 , при проведении капитальной застройки экспертиза инженерных изысканий земельного участка обязательна, кроме случаев:

  • возведения индивидуальных жилых строений высотой до 3 этажей;
  • строительства жилых домой по блочному принципу, где количество блоков не превышает 10, а количество этажей – 3;
  • строительства многоквартирного жилого дома с количеством подъездов не более 4 и количеством этажей до 3;
  • строительства производственных помещений высотой не более 2 этажей и площадью до 1,5 тыс. м2.

Закон допускает как государственную, так и негосударственную экспертизу. Выбор остается за заказчиком – собственником или владельцем участка.

В процессе проведения экспертизы осуществляется бурение инженерных скважин. Эксперты составляют на них паспорта, отбирают образцы грунта и грунтовых вод. Количество скважин зависит от масштаба предполагаемого строения, а их глубина составляет не менее 10 метров.

Геодезическая экспертиза

Геодезическая экспертиза земельного участка является землеустроительным аудитом, цель которого – выявить актуальные границы участка, его площадь и соответствие возведенных строений разрешительной документации.

Главное ее отличие – этап проведения. Геодезические работы обычно проводятся еще на этапе проектировки застройки. Они помогают учесть существенные аспекты при разработке проекта:

  • особенности рельефа;
  • наклон участка;
  • высотные отметки вершин;
  • растительность;
  • подземные, наземные и надземные коммуникации и так далее.

В процессе геодезических работ эксперты:

  1. Изучают местность.
  2. Проводят тахеометрическую съемку.
  3. Определяют плановое и высотное расположение земельного участка.
  4. Готовят топографический план местности и наносят на него объекты, которые должны быть возведены.

При проведении геодезической экспертизы после осуществления застройки, геодезисты проверяют соответствие фактического состояния участка кадастровой документации.

Логистическая экспертиза земель

Логистическая экспертиза земельного участка – форма частного земельного аудита для ведения хозяйственной деятельности. Он позволяет будущим собственникам выбрать территорию под складской комплекс и оценить потенциал использования земельного участка для логистических нужд.

Речь идет не только о выборе удачного расположения участка и удобстве обустройства транспортной инфраструктуры. По результатам аудита эксперт должен:

  • выявить и проанализировать наличие ограничений для складского строительства и инфраструктуры;
  • учесть красные линии застройки, санитарно-защитные зоны, обременения и прочие ограничения в соответствии со СНиП и СанПиН;
  • обозначить пятно застройки, определить состав будущих объектов;
  • предложить несколько вариантов расположения строений и дополнительных объектов инфраструктуры;
  • оценить логистический потенциал всех вариантов;
  • предложить оптимальный вариант, исходя из запросов заказчика, особенностей участка и здравого смысла.

При разработке вариантов застройки эксперт стремится:

  1. Учесть технологическую специфику деятельности компании-заказчика.
  2. Принять во внимание качественные и количественные требования.
  3. Предложить максимум компоновочных решений.
  4. Представить заказчику их характеристики в виде сравнительной таблицы, чтобы наглядно продемонстрировать преимущества каждого варианта.

Аудит землеустроительных документов

Экспертиза землеустроительных документов осуществляется, в соответствии со ст. 6 для проверки их соответствия исходным данным и техническим требованиям землеустройства.

Порядок процедуры определен Положением, утв. Постановлением правительства , согласно которому решение о ее проведении может приниматься как по решению государственных или местных органов власти, так и по инициативе заинтересованных лиц, например, будущих собственников.

Подробнее о составе документации участка читайте в материале «Землеустроительное дело».

В соответствии с п. 4 Положения, проверку землеустроительных документов осуществляет комиссия, сформированная при Росреестре. Срок ее проведения, как правило, составляет 30 дней, но может продлиться до 3 месяцев.

По результатам формируется заключение. Если оно будет отрицательным, комиссия потребует переработать документацию в соответствии с замечаниями. До момента внесения исправлений мероприятия по землеустройству и регистрации будут приостановлены.

Когда необходима землеустроительная экспертиза

Все описанные виды экспертиз имеют собственный спектр целей, а потому применяются в ограниченном ряде случаев. Среди них выделяется землеустроительный аудит границ, который проводится для того, чтобы выявить истинные пределы земельного участка и зафиксировать их в натуре.

Такая необходимость возникает в случаях:

  • возникновения спора между владельцами смежных земельных участков, выявления самозахвата территорий, признания права собственности на землю;
  • необходимости раздела участков между сособственниками, например, при разделе наследства или общего имущества супругов;
  • образования новых земельных участков путем объединения нескольких наделов в один или создания из одного участка нескольких;
  • определения порядка пользования одним участком несколькими сособственниками;
  • подготовки сделки купли-продажи участка;
  • необходимости установления сервитута и иных ограничений для пользования землей;
  • восстановления границ земельных участков;
  • обеспечения проезда/прохода через участок или к нему;
  • необходимости рассчитать площадь участка;
  • вынесения судебного определения.

Кто имеет право проводить аудит

Любая экспертиза требует от лица, которое ее проводит, глубоких специальных знаний, потому землеустроительная экспертиза в Екатеринбурге, Москве, СПб или другом городе должна проводиться исключительно лицензированными экспертами. Ими могут быть независимые экспертные организации или частные эксперты, прошедшие лицензирование геодезической и картографической деятельности в Росреестре.

Частных экспертов называют кадастровыми инженерами. Они могут осуществлять свою деятельность лишь после сдачи экзамена и получения квалификационного аттестата.

Земельный эксперт может действовать как индивидуальный предприниматель, состоящий в объединении кадастровых инженеров, либо работать в независимой экспертной организации.

Как и оценщики, эксперты должны иметь страховку гражданской ответственности.

Общий порядок проведения экспертизы

Каждый из описанных видов аудита имеет уникальную процедуру, но общий порядок сотрудничества с экспертом можно представить следующим образом:

  1. Выбор экспертной организации, подача заявления, подписание договора между экспертом и заказчиком.
  2. Подготовка технического задания, включающего наименование и характеристики объекта, его состояние и местонахождение, документацию, цели, задачи и вопросы эксперту.
  3. Предоставление эксперту технической документации на землю, обеспечение доступа к участку.
  4. Проведение геодезического анализа, анализ планово-картографического материала, кадастровой документации, нивелирование на местности, иные действия в зависимости от вида экспертизы.
  5. Подготовка экспертного заключения.
  6. Передача заключения заказчику, оплата услуг эксперта.

Стоимость экспертизы

Размер вознаграждения эксперта индивидуален. Чтобы представить, сколько стоит судебная экспертиза земельного участка, важно знать особенности ситуации, в том числе:

  • вид проводимой экспертизы;
  • площадь участка, его целевое назначение, наличие объектов;
  • вид и количество изысканий, на предмет которых проводится экспертиза: определение границ, выявление несоответствий, топографическая съемка, вынос границ в натуру и так далее;
  • количество выездов эксперта на объект, транспортные и иные расходы;
  • расположение земельного участка. В провинции цена экспертизы на порядок дешевле, чем в крупных городах;
  • авторитет оценщика и так далее.

В каждом случае стоимость определяется индивидуально, закономерны лишь региональные диспропорции. Например, в Ростове-на-Дону несложно найти эксперта, чьи услуги обойдутся в 15-20 тыс. рублей. В СПб сумма составит уже 30-35 тыс. рублей, а в Москве стоимость комплексного аудита стартует от 50-60 тыс. рублей.

Заключение

Резюмируя сказанное, еще раз обратим внимание на широкий спектр видов аудита земельных участков. На каждый жизненный случай, будь то территориальный спор с соседями, раздел участка на несколько маленьких или подготовка к капитальному строительству специалисты готовы предложить особый вид экспертизы. Любая из них может проводиться во внесудебном или судебном порядке, а некоторые носят гриф государственных и являются обязательными. Они требуют привлечения экспертов с глубокими знаниями и опытом, а потому всегда стоят недешево.

Землеустроительная экспертиза: Видео

Разделение земельного участка в 2021 году — правила и инструкции

Рубрика обновлена: 7 февраля 2021 г.

Автор статьиДевяткин АлександрЗемельный юрист. Стаж работы с земельными участками с 2021 г.

Здравствуйте. Раздел земельных участков регулируется статьей 11.4. Земельного Кодекса РФ. Крайне советую прочитать эту небольшую статью, чтобы иметь хотя-бы небольшое представление об этой процедуре.

Если нужна бесплатная юридическая консультация, то можете в любое время написать онлайн юристу справа внизу, можете заказать звонок внизу слева или сами позвонить: 8 (499) 938-45-06 (Москва и обл.); 8 (812) 425-64-92 (Санкт-Петербург и обл.); 8 (800) 350-29-86 (все регионы РФ).

Как правильно оформить в 2021 году

Для начала изучите требования к участку, прежде чем его разделить.

Я опубликовал 2 инструкции, т.к. многое зависит от количества собственников. Инструкции подходят для разных видов участков — ИЖС, ЛПХ, СНТ и т.п., но только без построек. Если на участке стоит какая-либо постройка, то раздел такого участка происходит немного по-другому.

Вариант №1 — когда участком владеет несколько собственников

Как разделить участок, если им владеет несколько собственников — инструкция подходит как при общей долевой собственности, так и при совместной. Оформление уложил в 4 этапа.

Вариант №2 — когда один собственник

Как разделить участок, если им владеет один собственник. В этом случае разделить участок легче, инструкции по ссылке всего в 3 этапа.

Требования к участкам

Не каждый участок можно разделить, для этого есть определенные требования:

  • Участок должен стоять на кадастровом учете — п. 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ.

    Я опубликовал подробную инструкцию с картинками — как проверить есть ли земельный участок в кадастровом учете.

    Если участок не стоит на кадастровом учете, то для начала нужно это исправить. И только потом участок можно разделить. Постановка земельного участка на кадастровый учет.

  • У участка должны быть определены границы — пп. 3 и 9 п. 4 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ.

    У меня также есть отдельная инструкция — как узнать определены ли границы у земельного участка.

    Если кратко, то найдите участок на публичной кадастровой карте Росреестра. Чтобы не искать, можете нажать кнопку «лупа» слева и ввести кадастровый номер участка. Если участок имеет границы, то на кадастровой карте он будет подсвечен желтым. Если границы не уточнены, то будет написано «Ничего не найдено» или «Без координат границ». В этом случае сначала нужно установить границы участка и только потом заниматься переводом с ЛПХ в ИЖС.

    Примеры участков

    (нажмите на картинки, чтобы их увеличить)

    Границы определены

    Границы не определены

  • Если собственников несколько, то все они должны быть согласны на раздел. Им потребуется подписать соглашение о разделе участка (об этом ниже). Если кто-либо не согласен, то придется обращаться в суд и делить участок по решению суда. Это указано в п. 5 и 8 ст. 11.2 ЗК РФ.
  • Полученные участки не должны быть меньше минимальной площади, которая установлена местными органами власти — ст. 11.9 ЗК РФ.

    Минимальная площадь в населенных пунктах разная, потому что ее устанавливают местные органы власти. Она также зависит от категории участка и вида его разрешенного использования. Например, минимальный размер участка ИЖС или ЛПХ в Люберецком районе Московской области — 4 сотки, а в Балашихинском районе по таким же участкам — 6 соток. В п. Лесколово Ленинградской области для ИЖС — минимум 6 соток, для ЛПХ — минимум 10 соток. Поэтому, нельзя разделить участок в 10 соток на два участка, если местной администрацией установлен минимальный размер в 6 соток.

  • К каждому участку должен быть доступ/проход, иначе его не поставят на кадастровый учет — пп. 26 п. 1 ст. 26 Закона о регистрации недвижимости. Если на участок не получится сделать проход с улицы (дороги), то его нужно сделать через соседний полученный участок.

    Ниже я нарисовала как собственникам можно разделить участок в зависимости от его расположения.

    Пример №1

    (нажмите на картинки, чтобы их увеличить)

    Первый вариант — к каждому участку есть доступ с дороги

    Второй вариант — доступ ко второму участку осуществлен через сервитут

    Пример №2

    Первый вариант

    Второй вариант

  • Нельзя разделить участок с видом разрешенного использования «Для ведения крестьянско-фермерского хозяйства». Прямой запрет указан в п. 1 ст. 9 Федерального закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве.

Раздел, выдел земельного участка

Основным документом, регулирующим раздел, выдел земельных участков, является Земельный Кодекс РФ (далее – ЗК РФ).

Раздела земельного участка – это один из способов образования одного участка или нескольких самостоятельных земельных участков.

На основании пункта 4, пункта 7 статьи 22.2 Федерального Закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о регистрации) государственная регистрация прав осуществляется одновременно в отношении всех земельных участков, образуемых при разделе земельного участка. Одновременно с заявлением о государственной регистрации прав на образуемые земельные участки подается заявление о государственной регистрации перехода или прекращения прав на такие земельные участки. Государственная регистрация перехода или прекращения прав на указанные участки осуществляется одновременно с государственной регистрацией прав на образуемые земельные участки.

Основанием для государственной регистрации прав собственности и иных вещных прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, являются:

1) решение о разделе или об объединении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков;

2) соглашение о разделе, об объединении, о перераспределении земельных участков или о выделе из земельных участков;

3) иной документ, на основании которого в соответствии с Законом о регистрации и другими федеральными законами осуществляется образование земельных участков.

По общему правилу п. 2 ст. 11.2 и п. 1 ст. 11.4 ЗК РФ исходный земельный участок, из которого при разделе образованы земельные участки, прекращает свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из него земельные участки. При этом имеется в виду, конечно, не фактическое, а юридическое прекращение существования разделенного земельного участка, который перестает существовать в качестве объекта земельных и гражданско-правовых отношений.

В соответствии с п. 3 ст. 11.2 ЗК РФ целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки (п. 4 ст. 11.2 ЗК РФ).

При этом не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случаях образования земельных участков на основании решения суда в обязательном порядке независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.

В соответствии с п. 5 ст. 11.2 ЗК РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в частной собственности и принадлежащих нескольким собственникам, осуществляется по соглашению между ними. Исключение составляет выдел земельных участков в счет доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

Порядок выделения земельных участков в счет долей в праве общей собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения установлен статьями 13, 13.1 Федерального закона от 24.07.2002 г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Выдел земельного участка осуществляется в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности. При выделе земельного участка образуются один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, из которого осуществлен выдел, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).

Данной нормой установлено, что, участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленных ЗК РФ и Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Размер и местоположение границ земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, должны быть согласованы кадастровым инженером.

Проектом межевания земельного участка или земельных участков определяются размеры и местоположение границ земельного участка или земельных участков, которые могут быть выделены в счет земельной доли или земельных долей.

Проект межевания земельного участка или земельных участков подготавливается кадастровым инженером. Заказчиком такого проекта межевания может являться любое лицо.

При подготовке проекта межевания, подлежащего утверждению общим собранием участников долевой собственности, кадастровый инженер обеспечивает правообладателям земельного участка или земельных участков, из которых будут выделяться земельные участки в счет земельной доли или земельных долей, органу местного самоуправления поселения и, если заказчик кадастровых работ не является правообладателем земельного участка или земельных участков, заказчику кадастровых работ возможность ознакомиться с этим проектом до его утверждения и представить предложения о его доработке.

Извещение о месте и порядке ознакомления с проектом межевания земельных участков направляется участникам долевой собственности или опубликовывается в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации.

Проект межевания земельного участка, утверждаемый решением собственника земельной доли или земельных долей, подлежит обязательному согласованию с участниками долевой собственности. Предметом согласования являются размер и местоположение границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка.

Извещение о необходимости согласования проекта межевания земельного участка направляется участникам долевой собственности или опубликовывается в средствах массовой информации.

В случае если в течение тридцати дней со дня надлежащего извещения  участников долевой собственности о согласовании проекта межевания земельного участка от участников долевой собственности не поступят возражения относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка, проект межевания земельного участка считается согласованным.

Возражения относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка направляются кадастровому инженеру, подготовившему соответствующий проект межевания земельного участка, а также в орган кадастрового учета по месту расположения такого земельного участка.

Ирина Спиранская,

главный специалист-эксперт Омского отдела

Управления Росреестра

по Омской области,

государственный регистратор.

Какой срок действительно Постановление Об утверждении схемы расположения земельного

Надо смотреть само постановление, в нем должны быть указаны сроки. В том числе сроки исполнения мероприятий (обратиться в кадастровую палату. Росреестр и так далее)земель, находящихся в государственной собственности, см. ФЗ от 25.10.2001 N 137-ФЗ.

«»ЗК РФ Статья 11.10. Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории

(введена Федеральным «законом» от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

«»1. Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее — схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

2. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ)

(см. текст в предыдущей «редакции»)

3. Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

«»4. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.

5. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельных участков, расположенных в границах субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя или в границах населенных пунктов.

6. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования путем раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного юридическому лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования, может быть обеспечена указанным юридическим лицом. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования путем раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного гражданину или юридическому лицу на праве аренды или безвозмездного пользования, может быть обеспечена указанными гражданином или юридическим лицом.

7. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для последующего изъятия для государственных или муниципальных нужд может быть обеспечена лицом, в пользу которого изымается земельный участок.

8. В случае образования земельных участков путем перераспределения земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, подготовка схем расположения земельных участков обеспечивается гражданами, являющимися собственниками таких земельных участков.

(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ)

(см. текст в предыдущей «редакции»)

«»9. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в форме электронного документа.

В случае, если подготовку схемы расположения земельного участка обеспечивает гражданин в целях образования земельного участка для его предоставления гражданину без проведения торгов, подготовка данной схемы может осуществляться по выбору указанного гражданина в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе.

10. Подготовка схемы расположения земельного участка в форме электронного документа может осуществляться с использованием официального сайта федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее — орган регистрации прав), в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или с использованием иных технологических и программных средств.

«»11. Орган регистрации прав обеспечивает возможность подготовки схемы расположения земельного участка в форме электронного документа с использованием официального сайта указанного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» любым заинтересованным лицом за плату. Размер такой платы и порядок ее взимания устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей «редакции»)

Подготовка схемы расположения земельного участка в форме электронного документа органами государственной власти или органами местного самоуправления с использованием официального сайта органа регистрации прав в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» осуществляется без взимания платы.

«»12. «Форма» схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, «требования» к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

«»13. Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

«»14. В решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются:

1) площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка;

2) адрес земельного участка или при отсутствии адреса земельного участка иное описание местоположения земельного участка;

3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка, в случае его образования из земельного участка, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости;

«»4) территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка;

5) категория земель, к которой относится образуемый земельный участок.

15. Срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка составляет два года.

КонсультантПлюс: примечание.

До 01.01.2021 допускается отказ в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по основаниям, установленным законом субъекта РФ, наряду с основаниями п. 16 ст. 11.10 (ФЗ от 23.06.2014 N 171-ФЗ).

«»16. Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:

1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;

2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;

3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;

4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

17. В случае, если границы земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка, пересекаются с границами земельного участка или земельных участков, образуемых в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным после дня утверждения схемы расположения земельного участка и до истечения срока действия решения о ее утверждении, образование земельного участка осуществляется в соответствии с утвержденной схемой его расположения.

«»18. В решении об утверждении схемы расположения земельного участка указывается на право гражданина или юридического лица, обратившихся с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, на обращение без доверенности с заявлением о государственном кадастровом учете образуемого земельного участка и о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации или права муниципальной собственности на образуемый земельный участок.

19. Не допускается требовать от заявителя согласования схемы расположения земельного участка, а также предоставления документов, не предусмотренных настоящим Кодексом.

«»20. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение, предусматривающее утверждение схемы расположения земельного участка, обязаны направлять в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия указанного решения в орган регистрации прав указанное решение с приложением схемы расположения земельного участка, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия. Сведения, содержащиеся в указанных решении и схеме, подлежат отображению на кадастровых картах, предназначенных для использования неограниченным кругом лиц.

21. Подготовка единым институтом развития в жилищной сфере схемы расположения земельного участка в форме электронного документа с использованием официального сайта органа регистрации прав в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» осуществляется без взимания платы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: