Проживание без регистрации по КоАП РФ (Российская Федерация, кодекс об административных правонарушениях, пребывание или жительство) — в 2020 году, комментарии к статье, нарушения и предусмотренные штрафы, влечёт наложение

  • УМВД
    • Руководство
    • Структура УМВД России по Хабаровскому краю
    • Территориальные органы внутренних дел
    • Координационные и совещательные органы
    • Общественный совет
    • Противодействие коррупции
    • Документы
    • Наши герои
  • Деятельность
    • Служба
    • Взаимодействие с органами местного самоуправления и государственной власти
    • Отчеты должностных лиц
    • Контрольно-надзорная деятельность
    • Информация участковых уполномоченных
    • Противодействие экстремизму и терроризму
  • Для граждан
    • Прием обращений
    • Графики приема граждан
    • Обзоры обращений граждан
    • Государственные услуги
    • Для лиц с ограниченными возможностями
    • Внимание, розыск
    • Правовое информирование
    • Народные дружины
    • Государственная гражданская служба
  • Контакты
    • Единый экстренный канал помощи
    • Контакты подразделений
    • «Горячая линия»
    • Территориальные ОВД
  • Пресс-служба
    • Контакты
    • Официальные аккаунты в сети Интернет
    • Список журналистов СМИ, аккредитованных в УМВД России по Хабаровскому краю на 2020 год
  • Мультимедиа
    • Фотогалерея
    • Видеофильмы УМВД
    • Телесюжеты
    • Социальные ролики
    • Yt
    • Tw
    • RSS

Найти

Поиск по всем разделам

Новости

УМВД

Деятельность

Для граждан

Контакты

Пресс-служба

Мультимедиа

Расширенный поиск

  • УМВД
  • Деятельность
  • Для граждан
  • Контакты
  • Пресс-служба
  • Мультимедиа
  • Руководство
  • Структура УМВД России по Хабаровскому краю
  • Территориальные органы внутренних дел
  • Координационные и совещательные органы
  • Общественный совет
  • Противодействие коррупции
  • Документы
  • Наши герои
  • Служба
  • Взаимодействие с органами местного самоуправления и государственной власти
  • Отчеты должностных лиц
  • Контрольно-надзорная деятельность
  • Информация участковых уполномоченных
  • Противодействие экстремизму и терроризму
  • Прием обращений
  • Графики приема граждан
  • Обзоры обращений граждан
  • Государственные услуги
  • Для лиц с ограниченными возможностями
  • Внимание, розыск
  • Правовое информирование
  • Народные дружины
  • Государственная гражданская служба
  • Единый экстренный канал помощи
  • Контакты подразделений
  • «Горячая линия»
  • Территориальные ОВД
  • Контакты
  • Официальные аккаунты в сети Интернет
  • Список журналистов СМИ, аккредитованных в УМВД России по Хабаровскому краю на 2020 год
  • Фотогалерея
  • Видеофильмы УМВД
  • Телесюжеты
  • Социальные ролики

Главная
 → 
Ответственность за нарушение правил регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении

Телефоны доверия

Основные положения Учетной политики УМВД России по Хабаровскому краю

Жилищно-бытовая комиссия

Добровольная сдача оружия

Стандарты обслуживания населения

Добровольные народные дружины

Ответственность за нарушение правил регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении

В соответствии со статьями 27 и 55 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Законом РФ от 25.06.1993 N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»[1] (далее – Закон о праве передвижения) в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом введен регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

В соответствии со статьей 2 Закона о праве передвижения:

место пребывания – гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или иное подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина;

место жительства – жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и др.) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с законодательством Российской Федерации может быть признано одно из поселений, находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий этого гражданина;

фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства — регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо его регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица.

Статьей 3 Закона о праве передвижения установлено, что граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

За проживание гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ[2] (далее – КоАП РФ) в статье 19.15.1 предусмотрена административная ответственность.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713 утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее – Правила) и перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации[3].

В соответствии с пунктом 9, 16 Правил к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов обязаны обратиться граждане:

прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок более чем 90 дней, до истечения указанного срока;

изменившие место жительства, не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства.

Ответственность за нарушение правил регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении установлена статьёй 19.15.2 КоАП РФ, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

Примечанием к указанной статье предусмотрены случаи освобождения граждан от административной ответственности.

В соответствии со статьей 23.3. КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 19.15.1, 19.15.2, рассматривают органы внутренних дел (полиция).

Федеральным законом от 21.12.2013 № 376-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[4] с 11.01.2015 в Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (далее – УК РФ) введены статьи 322.2 и 322.3, которыми установлена уголовная ответственность за фиктивную регистрацию гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации и фиктивную регистрацию иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации и за фиктивную постановку на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации.

В соответствии с примечаниями к статьям 322.2 и 322.3. УК РФ лицо, совершившее преступление, предусмотренное данными статьями, освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию этих преступлений и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 322.2 и 322.3. УК РФ предварительное расследование производится в форме дознания дознавателями органов внутренних дел Российской Федерации.

Правовой отдел УМВД России по Хабаровскому краю


[1] «Российская газета», N 152, 10.08.1993, «Ведомости СНД и ВС РФ», 12.08.1993, N 32, ст. 1227.

[2] «Российская газета», N 256, 31.12.2001, «Парламентская газета», N 2-5, 05.01.2002, «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.

[3] http://www.pravo.gov.ru, 08.01.2015, «Собрание законодательства РФ», N 2, 12.01.2015, ст. 517

[4] http://www.pravo.gov.ru, 23.12.2013, «Российская газета», N 291, 25.12.2013, «Собрание законодательства РФ», 23.12.2013, N 51, ст. 6696.

Новые административные штрафы по КоАП РФ в 2020 году

Законодательство об административных правонарушениях и ответственности за их совершение не стоит на месте. Поэтому принят ряд дополнений и изменений в КоАП РФ в 2020 году.

Начинают действовать штрафы за онлайн-кассы

Федеральный закон от 03.07.2020 № 171-ФЗ установил, что с 14 июля 2020 года до 1 июля 2020 года нельзя штрафовать по частям 2-4 и 6 ст. 14.5 КоАП РФ за онлайн-кассы.

Этот ФЗ «замораживал» ответственность за контрольно-кассовую технику при осуществлении расчетов:

  • водителями или кондукторами в салоне транспортного средства при реализации проездных документов (билетов) и талонов для проезда в общественном транспорте;
  • за услуги в сфере ЖКХ, вкл. услуги ресурсоснабжающих организаций.

В приостановленные нормы ст. 14.5 КоАП РФ устанавливают административную ответственность за:

  • неприменение ККТ;
  • применение ККТ, не соответствующей установленным требованиям,
  • применение ККТ с нарушением порядка регистрации (перерегистрации), порядка и условий ее применения;
  • ненаправление покупателям кассового чека (БСО).

Таким образом, с 01.07.2020 за перечисленные нарушения начинают действовать штрафы в отношении пассажирских перевозок на общественном транспорте и для сферы ЖКХ.

Новый штраф за неуплату экологического сбора

На основании п. 2 ст. 24.5 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» экологический сбор уплачивают производители и импортёры по каждой группе товаров или группе упаковки товаров согласно перечню, указанному в п. 2 ст. 24.2 этого ФЗ.

При этом срок внесения в бюджет экологического сбора – до 15 апреля года, идущего за отчетным периодом.

С 2020 года Федеральный закон от 17.06.2020 № 141-ФЗ внёс в КоАП РФ новую ст. 8.41.1 за неуплату экологического сбора. С учётом крайнего срока перечисления сбора, она начинает действовать с середины апреля 2020 года.

Суммы штрафа внушительны и различаются в зависимости от статуса нарушителя:

  • должностные лица: 5000-7000 рублей;
  • ИП: 3-кратный размер неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров/группе упаковки товаров, но не менее 250 000 рублей;
  • организации: 3-кратный размер неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров/группе упаковки товаров, но не менее 500 000 рублей

Также Законом № 141-ФЗ в КоАП РФ добавлена ст. 8.5.1, которая устанавливает ответственность за:

  • несдачу или несвоевременную сдачу отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров/упаковки товаров, включенных в перечень подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории РФ за предыдущий календарный год;
  • сдачу отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или указанных деклараций в неполном объеме либо с недостоверными сведениями.

Штрафы за эти нарушения несколько ниже, но тоже не маленькие.

Расширено применение дисквалификации

С 27 июля 2020 года такое административное наказание как дисквалификация распространяется на лишение права осуществлять деятельность в области технического осмотра транспортных средств.

Одновременно уточнено, что дисквалификация может быть применена к техническим экспертам в области технического осмотра транспортных средств.

Такие дополнения в ч. 1 и 3 ст. 3.11 КоАП РФ внёс Закон от 26.07.2020 № 219-ФЗ.

Без техосмотра перевозки невозможны

С 27 июля 2020 года утрачивает силу ч. 2 ст. 12.1 КоАП РФ. Она устанавливает штраф от 500 до 800 рублей за управление легковым такси, автобусом или грузовым автомобилем, предназначенным и оборудованным для перевозок людей, с числом сидячих мест более 8 (кроме водителя), а также специализированным транспортным средством, предназначенным и оборудованным для перевозок опасных грузов, которые не прошли технический осмотр.

Это изменение направлено на противодействие практике массового оформления диагностических карт без реального проведения процедуры технического осмотра транспортных средств. Кроме того, действующее законодательство в сфере технического осмотра не предусматривает проведение государственного техосмотра (эта фраза исключена по всему тексту КоАП РФ).

Поправку внёс Закон от 26.07.2020 № 219-ФЗ.

Новый штраф за езду без диагностической карты

С 27 июля 2020 года ст. 12.5 КоАП РФ дополнена пунктом 1.1, который устанавливает штраф 2020 рублей за управление транспортным средством, в отношении которого не оформлена в установленном порядке диагностическая карта, подтверждающая его допуск к участию в дорожном движении.

Важно, что к этой норме добавлено примечание: нарушителя снова не оштрафуют за это в течение 24 часов с момента первого выявления езды без такой карты.

Эти дополнения внёс Закон от 26.07.2020 № 219-ФЗ.

Новая ответственность за техосмотр т/с

С 27 июля 2020 года усилена ответственность за аккредитацию операторов технического осмотра с нарушением требований законодательства в области технического осмотра транспортных средств. Это новая редакция абз. 2 ч. 1 ст. 14.4.1, которую внёс Закон от 26.07.2020 № 219-ФЗ.

Штраф на должностных лиц с 10 000-15 000 рублей вырос до 30 000-50 000 рублей, а на юрлиц – с 50 000-100 000 до 200 000-300 000 рублей.

С 27 июля 2020 года новая ч. 1.1 ст. 14.4.1 устанавливает санкции за нарушение порядка ведения реестра операторов технического осмотра. Штраф составляет:

  • на должностных лиц: 20 000-30 000 рублей;
  • на организации: 100 000-200 000 рублей.

Также с 27.07.2020 часть 3 ст. 14.4.1 КоАП РФ изложена в новой редакции. Теперь будут штрафовать не за факт выдачи диагностической карты, подтверждающей допуск к участию в дорожном движении транспортного средства, в отношении которого не проведен технический осмотр или при проведении техосмотра которого выявлено несоответствие обязательным требованиям безопасности, а уже за его оформление.

Нижний порог штрафа для юридических лиц со 100 000 рублей (и до 300 000 руб.) увеличен до 200 000 рублей. Кроме того, введён штраф:

  • на граждан: 5000-10 000 рублей;
  • на должностных лиц: 30 000 -50 000 рублей.

Ровно то же самое с 27.07.2020 произошло с таким нарушением, как передача в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра сведений о его проведении. Это новая редакция абз. 2 ч. 4 ст. 14.4.1 КоАП РФ (внёс Закон от 26.07.2020 № 219-ФЗ).

Ещё с 27.07.2020 статья 14.4.1 пополнилась новыми составами:

Новая норма

Нарушение

Ответственность

Часть 5 Осуществление при проведении техосмотра транспортных средств их технического диагностирования лицом:

  • сведения о котором отсутствуют в реестре операторов техосмотра;
  • не уполномоченным на техническое диагностирование данной категории т/с;
  • не уполномоченным на техническое диагностирование в данном пункте техосмотра или на передвижной диагностической линии.
Штраф:

  • на граждан: 1000-3000 рублей;
  • на должностных лиц: 3000-5000 рублей;
  • на юрлиц: 10 000-20 000 рублей.
Часть 6 Проведение техосмотра лицом:

  • не аккредитованным в установленном порядке на право его проведения технического осмотра;
  • действие аттестата аккредитации которого на дату проведения техносмотра было приостановлено;
  • которое в соответствии с установленной для данного пункта техосмотра областью аккредитации не вправе проводить техосмотр данной категории т/с, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Штраф:

  • на должностных лиц: 30 000-50 000 рублей;
  • на юрлиц: 100 000-300 000 рублей.
Часть 7 Повторное совершение правонарушений, предусмотренных ч. 3-6 ст. 14.4.1 КоАП РФ Штраф:

  • на граждан: 10 000-20 000 рублей;
  • на должностных лиц: дисквалификация на 1-3 года;
  • на юрлиц: 300 000-500 000 рублей.

Согласно дополненному с 27.07.2020 года примечанию к ст. 14.4.1 КоАП РФ, технические эксперты в области техосмотра транспортных средств несут ответственность по ней как должностные лица.

По всем нарушениям в области технического осмотра транспортных средств с 27.07.2020 обязательно проводится административное расследование. Такое уточнение в ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ внёс Закон от 26.07.2020 № 219-ФЗ.

Новый большой штраф за отдых детей

С 1 июня 2020 года Закон от 16.10.2020 № 338-ФЗ добавил в КоАП РФ новую ст. 14.65. Она устанавливает ответственность за нарушение законодательства РФ в сфере организации отдыха и оздоровления детей.

Такое нарушение выражается в предоставлении услуг по обеспечению отдыха и оздоровления детей организацией или ИП (отвечает как юрлицо), не включенными в соответствующий реестр.

Поскольку речь идёт о детях и их здоровье/досуге, штраф составляет от 500 000 до 1 млн рублей.

При этом ответственности нет, если соблюдаются все следующие условия:

  • организации/ИП исключены из реестра;
  • они завершают исполнение принятых на себя обязательств по обеспечению отдыха и оздоровления детей;
  • нет угрозы причинения вреда жизни и здоровью детей.

Новый штраф за отражение лекарств в системе

С 1 января 2020 года в Кодексе РФ об административных правонарушениях появилась ответственность за:

  • несвоевременное внесение данных в систему мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения;
  • внесение в нее недостоверных данных.

Штраф на должностных лиц составляет 5000-10 000 рублей, а на организацию и ИП – от 15 000 до 100 000 рублей.

Соответствующие дела рассматривают должностные лица Росздравнадзора.

Это новая ст. 6.34 КоАП РФ, введённая в него Федеральным законом от 15.04.2020 № 58-ФЗ.

Новый штраф за реестр водопользователей

С 01.01.2020 введена административная ответственность за нарушение порядка ведения реестра:

  • недобросовестных водопользователей;
  • участников аукциона на право заключения договора водопользования.

Речь идёт о:

  • непредставлении, несвоевременном представлении в Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы) информации, подлежащей включению в реестр, или представление недостоверной информации (штраф на должностных лиц 10 000-15 000 руб.);
  • включении заведомо недостоверной информации или невнесение информации в реестр (штраф на должностных лиц 30 000-40 000 руб.).

Соответствующий порядок установлен Правительством РФ.

Это новая ст. 8.49 КоАП РФ, внесённая Федеральным законом от 04.11.2020 № 361-ФЗ.

Такие дела рассматривают инспекторы по охране окружающей среды (по ч. 1) и судьи (по ч. 2).

По общей ст. 19.7 КоАП РФ за непредставление сведений (информации) из реестра больше штрафовать не будут.

Кто составляет протоколы

С силу новой редакции п. 18 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ уточнено, что:

  • в случае оборота лекарственных препаратов медицинского применения, которые в обязательном порядке не маркированы или на них не нанесена обязательная информация, протоколы об административном правонарушении составляют должностные лица Росздравнадзора;
  • в случае производства лекарственных препаратов медицинского применения, которые в обязательном порядке не маркированы или на них не нанесена обязательная информация, протоколы формируют должностные лица Минпромторга России.

Установлена ответственность за нарушения в сбыте энергии

С 1 июля 2020 года Закон от 29.12.2017 № 451-ФЗ дополнил КоАП РФ новой ст. 14.1.4. Она устанавливает ответственность за энергосбытовую деятельность с нарушением лицензионных требований или без лицензии.

Статья охватывает также грубое нарушение лицензионных требований. Предусмотрены как штрафы, так и дисквалификация.

Кроме того, с 1 июля 2020 года Закон от 29.12.2017 № 451-ФЗ добавил в КоАП РФ новый состав в ст. 19.5.

Согласно её новой части 33, наказуемо невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на лицензирование энергосбытовой деятельности, об устранении нарушений лицензионных требований.

На должностных лиц штраф 150 000-200 000 рублей или дисквалификация до 3-х лет. На юрлиц штраф 300 000-500 000 рублей.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Ответственность за проживание без регистрации

Если фиктивная регистрация влечет уголовное наказание, то ответственность за проживание без регистрации устанавливает Кодекс РФ об административных правонарушениях. Нарушение порядка и срока регистрации образует административное правонарушение. И вполне может повлечь применение административного наказания. Причем такую ответственность законодатель ввел не так давно – в 2020 году.

На сайте подробно освещены вопросы привлечения к административной ответственности. От возбуждения дела об административном правонарушении до обжалования постановления по делу. Общие принципы действуют и в случае выявления факта проживания без регистрации. 

КоАП РФ: ответственность за проживание без регистрации

Проживание без регистрации, хоть взрослого, хоть ребенка, образует правонарушение. Поэтому существуют правила регистрации новорожденного по месту жительства. Упрощена регистрация по месту жительства несовершеннолетних. А для достигших 14 лет граждан действуют общие правила регистрации по месту жительства.

Ответственность за проживание без регистрации устанавливает ст. 19.15.1 КоАП РФ:

  • проживание гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации либо допущение такого проживания нанимателем или собственником этого жилого помещения свыше установленных законом сроков – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 000 до 3 000 руб.; на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) – от 2 000 до 5 000 руб.; на юридических лиц – от 250 000 до 750 000 руб.
  • если правонарушение человек жил в г. Москва, Санкт-Петербурге, штраф увеличивается – от 3 000 до 5 000 для граждан, от 5 000 до 7 000 руб. для нанимателей или собственников, от 300 000 до 800 000 руб. для юридических лиц.

Состав административного правонарушения за проживание без регистрации, за которое предусмотрена ответственность 

Каждое правонарушение характеризует совокупность обязательных элементов (состав). При отсутствии состава административного правонарушения человек не подлежит ответственности. 

Объект нарушения – отношения в сфере управленческой деятельности. А именно, отношения регистрационного учета граждан Российской Федерации. 

Объективная сторона – проживание без регистрации. Гражданин РФ обязан в течение 7 с момента изменения места жительства подать заявление о регистрации по месту жительства и документы к нему. В случае, если жилье является местом пребывания, при нахождении в нем более 90 дней он обязан оформить временную регистрацию. Таким образом, это умышленное деяние в форме бездействия – отказ от регистрации. Но обратите внимание – именно в жилом помещении (Жилищный кодекс РФ). Проживание в нежилом помещении без регистрации не образует состав правонарушения. С 2020 г. в ряде случаев такая ответственность применима, когда не оформлена прописка на даче.

Субъект правонарушения – гражданин РФ, достигший 16 лет (проживающий без регистрации). Что касается собственников, то ими могут быть и иностранные граждане. Субъективная сторона – умысел, как прямой, так и косвенный. 

Дети до 16 лет не являются субъектами административной ответственности. Но такими являются их родители, поскольку именно они обязаны подать документы на регистрационный учет.

Основания освобождения от ответственности

Есть общие основания освобождения от административной ответственности. В этом случае они применяются тоже. А примечание к ст. 19.15.1 КоАП РФ установило еще и специальные основания:

  1. человек проживает без регистрации по месту пребывания, а это жилое помещение находится в том же субъекте Российской Федерации, где он зарегистрирован по месту жительства
  2. в случае выявления факта проживания без регистрации по месту пребывания в г. Москве, Московской области, а гражданин зарегистрирован по месту жительства в Москве или Московской области
  3. гражданин проживает по месту пребывания в жилом помещении Санкт-Петербурга, Ленинградской области, при этом он зарегистрирован по месту жительства в Санкт-Петербурге или Ленинградской области
  4. человек находится по месту пребывания в Севастополе, в Республике Крым, при этом имеет регистрацию по месту жительства Севастополе или в одном из населенных пунктов Республики Крым
  5. если гражданин является супругом, ребенком (в том числе усыновленным), супругом детей, родителями (в том числе приемными), супругом родителя, бабушками, дедушками или внуками нанимателя  или собственника жилого помещения. При этом такой наниматель или собственник имеет регистрацию по месту жительства в данном жилом помещении
  6. если проживающие совместно с нанимателем или собственником жилого помещения лица являются по отношению к незарегистрированному лицу супругами, детьми (в том числе усыновленными), супругами детей, родителями (в том числе приемными), супругами родителей, бабушками, дедушками или внуками.

Как видите, освобождены от ответственности исключительно лица, которое проживает по месту пребывания. И имеет регистрацию по месту жительства в РФ. 

За нарушение сроков подачи, составу документов для регистрации граждан ответственность устанавливает ст. 19.15.2 КоАП РФ. Про фиктивную регистрацию мы также разместили актуальную информацию.

Хотя считается, что регистрация по месту жительства, месту пребывания носит уведомительный характер, ответственность за проживание без регистрации – современные реалии.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: