Границы земельного участка — в 2020 году, местоположение, определение, уточнение, установление, акт согласования и его образец

По вопросу уточнения местоположения границ земельного участка

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее — Департамент недвижимости) сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2020 г. N 437 (далее — Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности. Согласно Положению Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.

В указанный в обращении период с 1 января 2020 года по 31 января 2020 года государственный кадастровый учет земельных участков осуществлялся в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2020 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (с 1 января 2020 г. «О кадастровой деятельности», далее — Закон N 221-ФЗ).

Согласно части 7 статьи 38 Закона N 221-ФЗ (в редакции до 1 января 2020 г.) местоположение границ земельного участка устанавливалось посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. При этом значения таких координат должны были соответствовать установленным на основании Закона N 221-ФЗ (в редакции до 1 января 2020 г.) требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.

Таким образом, уточнение местоположения границ земельного участка осуществляется посредством уточнения координат характерных точек его границ.

Исходя из комплексного анализа положений части 3 статьи 25, части 4 статьи 27, частей 7, 9 статьи 38 Закона N 221-ФЗ (в редакции до 1 января 2020 г.), уточнение местоположения границ земельного участка допускалось в следующих случаях:

— при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка;

— в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения;

— в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости сведения о координатах какой-либо характерной точки границ земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (например, в государственном кадастре недвижимости содержатся несколько значений координат указанной характерной точки);

— при исправлении кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости.

При этом Законом N 221-ФЗ не предусматривалось установление допустимых пределов изменения значений координат характерных точек границ земельного участка при их уточнении.

Согласно части 8 статьи 38 Закона N 221-ФЗ (в редакции до 1 января 2020 г.) при уточнении границ земельного участка, их местоположение определялось исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании, при отсутствии таких документов в соответствии с иными документами, указанными в пункте 67 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2020 г. N 412 (далее — Требования, утратил силу с 1 января 2020 года в связи с изданием приказа Минэкономразвития России от 21 ноября 2020 г. N 733), подтверждающими фактическое местоположение границ земельного участка на местности пятнадцать и более лет.

Документами, определявшими местоположение границ земельных участков при их образовании, а также документами, позволяющими подтвердить существование границ земельного участка на местности пятнадцать и более лет, могут быть любые документы, изданные уполномоченным органом (организацией), отвечающие требованиям законодательства, действовавшего в месте издания соответствующего документа на момент его издания, и подтверждающие образование земельного участка или соответственно фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.

В частности, в качестве вышеуказанных документов, подтверждающих существование на местности границ земельных участков пятнадцать и более лет могут быть использованы ситуационные планы, содержащиеся в технических паспортах объектов недвижимости, расположенных на таких земельных участках, подготовленных органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации; материалы лесоустройства, планово-картографические материалы, имеющиеся в районных органах архитектуры, строительства и жилищного хозяйства, городских, поселковых, сельских органах местной администрации; документы по территориальному планированию (в том числе планшеты) муниципальных образований (схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов); проекты организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения; и иные документы.

При этом в случае отсутствия указанных в части 9 статьи 38 Закона N 221-ФЗ (в редакции до 1 января 2020 г.) документов или отсутствия в таких документах сведений, позволяющих определить местоположение уточняемых границ земельного участка, согласно пункту 67 Требований их местоположение определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности масштаба 1:5000 и крупнее, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.

В данном случае согласно пункту 67 Требований в разделе межевого плана «Заключение кадастрового инженера» в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка.

Дополнительно отмечаем, что ответственность за внесенные в межевой план сведения несет кадастровый инженер, подготовивший такой межевой план (часть 4 статьи 14.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Государственный кадастровый учет земельного участка в связи с уточнением местоположения границ земельного участка осуществляется на основании представленного в орган кадастрового учета заявления и подготовленного кадастровым инженером межевого плана (статья 13, 14, 22 Федерального закона от 13 июля 2020 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Требования к подготовке межевого плана, утверждены приказом Минэкономразвития России от 8 декабря 2020 г. N 921.

Согласно части 1 статьи 39 Закона N 221-ФЗ местоположение границ земельных участков подлежит в установленном Законом N 221-ФЗ порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 статьи 39 Закона N 221-ФЗ, в случае если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости (далее — ЕГРН).

Дополнительно отмечаем, что в порядке, установленном Законом N 221-ФЗ, должно быть согласовано местоположение границ земельных участков, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (независимо от наличия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на указанные земельные участки либо сведений о координатах характерных точек их границ или иного описания местоположения границ), если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ таких земельных участков.

Согласно части 2 статьи 39 Закона N 221-ФЗ предметом согласования местоположения границ земельных участков является определение местоположения границы земельного участка, одновременно являющейся границей другого земельного участка.

В связи с изложенным, если земельный участок граничит с землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности (не с земельными участками), то согласование местоположения в отношении такой границы в порядке, установленном Законом N 221-ФЗ, не проводится.

Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана (часть 1 статьи 40 Закона N 221-ФЗ).

Согласование местоположения границ согласно части 3 статьи 39 Закона N 221-ФЗ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:

— собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);

— пожизненного наследуемого владения;

— постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);

— аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).

Согласно пункту 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2020 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее — Закон N 137-ФЗ) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:

органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных указанным пунктом;

органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных указанным пунктом;

органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных указанным пунктом;

органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя в отношении земельных участков, расположенных в границах указанных субъектов, если законами указанных субъектов не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя;

федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог федерального значения;

федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в случае, предусмотренном пунктом 12 статьи 3.4 Закона N 137-ФЗ;

органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.

Учитывая изложенное, заинтересованным лицом при согласовании местоположения границ земельных участков, находящихся в муниципальной или государственной собственности (если такие земельные участки не предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, а также гражданам или юридическим лицам (за исключением муниципальных учреждений, казенных предприятий) в постоянное (бессрочное) пользование либо в аренду на срок менее пяти лет) являются:

орган местного самоуправления, если земельные участки находятся в муниципальной собственности или государственной собственности до ее разграничения в предусмотренных абзацами 2-5 пункта 2 статьи 3.3 Закона N 137-ФЗ случаях;

органы федеральной исполнительной власти, если земельные участки находятся в федеральной собственности или государственной собственности до ее разграничения, в предусмотренных абзацами 6, 7 пункта 2 статьи 3.3 Закона N 137-ФЗ случаях;

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, если земельные участки находятся в собственности субъекта Российской Федерации или государственной собственности до ее разграничения, в предусмотренных абзацами 5, 8 пункта 2 статьи 3.3 Закона N 137-ФЗ случаях.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2020 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон) к муниципальным образованиям относятся городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения.

Полномочия муниципального образования, в том числе на распоряжение земельными участками и участие в согласовании местоположения границ земельных участков определяются уставом такого муниципального образования.

Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
официальный сайт
Минэкономразвития России
www.economy.gov.ru
по состоянию на 06.07.2017

Уточнение границ земельного участка

Подборка наиболее важных документов по запросу Уточнение границ земельного участка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

  • Земля:
  • Акт выбора земельного участка
  • Амортизация земельных участков
  • Виды разрешенного использования земельных участков
  • Выдел земельного участка
  • Ещё…

Формы документов: Уточнение границ земельного участка

Судебная практика: Уточнение границ земельного участка

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Уточнение границ земельного участка

Нормативные акты: Уточнение границ земельного участка

Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ
(ред. от 02.08.2020)
«О государственной регистрации недвижимости»
(с изм
. и доп., вступ. в силу с 23.01.2020)10. При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Акт согласования местоположения границы земельного участка в 2020 году – образец и правила оформления

При необходимости определить точный размер надела, лицу необходимо произвести согласование границ земельного участка при участии соседей, обладающих прилегающими  участками. Закон устанавливает случаи, в которых данная процедура является обязательной, а в которых не проводится вовсе.

Назначение документа

Акт согласования границ земельного участка представляет собой документ, регулирующий точные контуры и размер площади надела. Он считается промежуточным документом между осуществлением геодезических работ и разработкой межевого плана (признается его частью).

Акт согласования необходим в следующих ситуациях:

  • при образовании нового земельного участка;
  • если между соседями возник спор о границах (а межевание ранее произведено не было);
  • если лицо регистрирует право собственности на участок, ранее не зарегистрированный в Росреестре должным образом (например, при «дачной амнистии»).

Данный документ:

  • помогает избежать споров между соседями по поводу границы участка;
  • помогает безошибочно начислить налог на право собственности на участок.

Согласование не производится в отношении:

  • лесных массивов;
  • ООПТ;
  • земель сельхозназначения;
  • участков, на границе которых имеется линейный объект.

Во время оформления документа присутствуют не только будущий или действующий собственник, но и соседи, чьи участки являются пограничными, а в некоторых случаях представитель местного самоуправления. Но именно подпись пограничных собственников, точнее, их согласие с установленными границами, является точкой в любом споре.

Важно! В тех случаях, когда производится согласование границ участка садоводческого товарищества, должен присутствовать его председатель.

Законодательный регламент

Согласованию границ посвящены пять основных нормативных актов:

  • ст. 39-40 ФЗ № 221 «О кадастровой деятельности»;
  • ч. 4 ст. 10 ФЗ № 218 «О государственной регистрации недвижимости»;
  • Приказ Минэкономразвития РФ от 08.12.2015 № 921;
  • Приказ Минэкономразвития РФ от 21.11.2016 № 735;
  • Приказ Минэкономразвития РФ от 31.12.2009 № 582.

Первый ФЗ является основным регламентом, в котором регулируется, кто проводит межевание, чьи подписи необходимы, каким образом и в какой срок необходимо известить соседей о процедуре и в каких случаях допустимо провести согласование границ без их участия.

Приказ Минэкономразвития № 921 является дополнением к ст. 40 ФЗ № 221, так как утверждает форму межевого плана и сведения, которые в него необходимо включить.

Приказ № 735 устанавливает порядок извещения соседей и иных заинтересованных лиц о проведении установления границ земельного участка.

Статья 10 ФЗ № 218 содержит сведения о ведении Реестра границ, в том числе об утвержденном проекте согласования границ участка.

Приказ № 582 регулирует порядок установления межевых знаков на границах земельного участка.

Межевание территории и согласование границ производится по утвержденным Росземкадастром 17.02.2003 г. Методическим рекомендациям по проведению межевания объектов землеустройства.

Извещение заинтересованных сторон

Извещение производится в порядке, установленном ст. 39 ФЗ № 221.

По общему правилу, извещение должно быть передано за месяц до проведения собрания всем соседям, участки которых находится на границе с землей, которая будет подвергнута процедуре межевания.

Соседи извещаются в обязательном порядке, если они:

  1. являются собственниками соседнего земельного участка;
  2. обладают правом пожизненного наследуемого владения на него;
  3. имеют на него право бессрочного пользования;

В данном случае, не берутся в расчет участки, предоставленные муниципальными или государственными учреждениями.

  • арендуют участок у государства или муниципалитета, а сам договор аренды заключен более, чем на 5 лет.

Обратите внимание! Указанные категории соседей могут участвовать в межевании самостоятельно или отправить вместо себя представителей, действующих по нотариально заверенной доверенности.

Законом установлено несколько способов известить указанный круг лиц:

  • посредством личной передачи извещения;
  • передача извещения почтой (в том числе электронной);
  • опубликование извещения в СМИ по месту жительства (если неизвестно, где проживаю соседи).

Примерную форму извещения устанавливается Приказом Минэкономразвития № 735.

Личное или почтовое извещение содержит следующую информацию:

  • наименование документа: «Извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границы земельного участка»;
  • ФИО кадастрового инженера;
  • номер регистрации в реестре по осуществлению данной деятельности;
  • его СНИЛС;
  • адрес, электронная почта и контактный телефон;
  • ФИО адресата извещения и адрес;
  • кадастровый номер земельного участка, межевание которого будет проводиться;
  • место расположения;
  • ФИО или наименование организации – заказчика кадастровых работ, его адрес, электронная почта и телефон;
  • адрес проведения собрания и точное время;
  • точный период, в который будут приниматься возражения по поводу установленных границ (1 месяц);
  • дата и время проведения согласования границ на месте земельного участка (по требованию извещенных лиц);
  • сведения о смежных участках (адрес, кадастровые номера).

Все присутствующие на собрании должны иметь документы, удостоверяющие личность и документы, подтверждающие право на участок. Если вместо соседа присутствует его представитель, он также должен иметь выше указанные документы и доверенность.

Извещение подписывается кадастровым инженером и скрепляется печатью.

Извещение для опубликования содержит только сведения о кадастровом инженере, участке, межевание которого производится, заказчике процедуры, месте проведения собрания и даты обжалования решения.

Вместе с тем, на практике имеются ситуации, когда согласование границ производится без соседей.

  • Сосед не явился в установленные в извещении время и место.

В тех случаях, когда извещение было отправлено лицу с точным указанием даты, места и времени, но он не явился и не предъявил никаких возражений против проведения процедуры, межевание производится в его отсутствии с отметкой в акте об этом. К проекту плана обязательно прилагается копия извещения, подтверждающая, что сведения в нем были указаны точно.

  • Информация о месте нахождения соседа отсутствует.

Для этого необходимо отправить в местную газету и разместить на сайте администрации муниципального образования извещение о том, когда будет проведено согласование границ участка. Если сосед никак себя не проявит, межевание будет произведено без его участия.

  • Все соседние участки уже имеют установленные границы.

В том случае, когда все прилегающие соседние участки прошли процедуру межевания, и к этому имеются все необходимые документы, участие соседей не потребуется.

Составление акта

Процедура согласования проходит несколько этапов:

  • Заключение договора с заказчиком о проведении кадастровых работ.

Прежде, чем договор будет заключен, заказчик подает вместе с заявлением следующие сведения:

  1. копию документа, удостоверяющего личность;
  2. выписку из ЕГРН, как подтверждение права собственности (или сертификат права собственности, если участок приобретен до 2020 года);
  3. правоустанавливающие документы на участок (договор купли-продажи, дарения, свидетельство о получении наследства и т.д.);
  4. технический паспорт на строения, если они имеются на территории участка;
  5. кадастровый план, в котором имеются сведения о граничащих участках.
  • Информирование соседей.

О форме, по которой происходит извещение, говорилось ранее.

  • Проведение собрания и составление акта.

Прежде, чем приступить к составлению акта, кадастровый инженер проверяет документы у заинтересованных лиц, явившихся на собрание, или их представителей. Только после этого он указывает границы и, если отсутствуют возражения, приступает к оформлению документа.

Акт согласования границ составляется на обороте графической части межевого плана.

  • Подписи соседей или подача возражений.

В том случае, если лица, участвующие в согласовании, имеют возражения, не согласны с разделением, они должны обосновать свою позицию и оспорить ее либо при повторном проведении межевания, либо в судебном порядке.

Установление межевых знаков

Межевые знаки представляют собой указатели, обозначающие границы территории. Они могут быть из металла или дерева, в зависимости от цели их установления.

Типы межевых знаков установлены Приказом Минэкономразвития № 582 и представляет собой:

  • тип I – металлическая труба (приблизительно 105 см в высоту), предназначенная для долговременного обозначения границ;
  • тип II – деревянный столб (высотой до 115 см), предназначенный для временного обозначения границ;
  • тип III – небольшая металлическая марка с табличкой для обозначения, предназначена для кратковременного установления, как правило, у основания сооружений.

В первом и во втором случае необходимо закопать знаки на глубину не менее 80 см.

Лицевая сторона знака должна быть обращена к следующему знаку при движении по часовой стрелке, а надпись должна содержать следующие сведения:

  1. год закладки;
  2. номер знака (в соответствии с номером землеустроительного дела);
  3. иная информация, если она установлена планом.

Также обратите внимание на то, что краска, которой наносятся сведения, должна быть устойчива к воздействию окружающей среды.

Обязательные требования при заполнении

Акт согласования должен содержать следующие сведения:

  1. Кадастровый номер участка или его земельное обозначение;
  2. Площадь;

Сведения о согласовании заносятся в таблицу, которая содержит следующие сведения:

  1. Обозначение части границы.
  2. Горизонтальное положение.
  3. Кадастровый номер смежного участка.
  4. Сведения о лицах, участвующих в согласовании:
  • фамилия и инициалы соседа или его представителя;
  • реквизиты паспорта;
  • сведения о доверенности (если вместо соседа участвует представитель);
  • подпись и дата;
  • способ, которым получено извещение (почта, электронная почта, личная передача, опубликованное объявление).

Сведения об имеющихся разногласиях заносятся в таблицу:

  1. Обозначение части границы.
  2. Кадастровый номер смежного участка.
  3. Суть возражений (например, граница заходит на территорию участка соседа или проходит вразрез с планом межевания и т.д.).

Сведения о снятии возражений также содержат сведения о границах и кадастровом номере прилегающего участка, а также:

  • фамилию и инициалы правообладателя участка, реквизиты документа, удостоверяющего его личность, дату снятия возражений и подпись;
  • способ снятия возражений (повторное межевание или обращение в суд).

При отсутствии возражений в столбцы последних двух таблиц ставятся прочерки. Акт подписывается и скрепляется печатью кадастрового инженера, проводящего согласование границ.

Куда сдается документ

После того, как акт будет подписан всеми лицами, он помещается в межевое дело и передается на хранение в Кадастровую службу (Росреестр).

Кто его подписывает

Акт подписывается всеми участвующими в согласовании лицами, а именно:

  • приглашенными для участия в процедуре соседями или их представителями;
  • кадастровым инженером, составившим данный акт.

Пример акта

Возражения к акту согласования границ земельного участка

Факт возражения указывается не только в акте о согласовании, но и составляется возражающим лицом в письменной форме с обоснованием своего несогласия. Лицу, имеющему возражения, не следует ставить подпись в акте.

Несогласие составляется в простой письменной форме и должно содержать следующие сведения:

  • ФИО заявителя;
  • кадастровый номер участка, прилегающего к объекту согласования границ;
  • суть возражения и обоснования к нему (желательно, документарные доказательства);
  • подпись.

Возражение может быть составлено как самим соседом, так и его представителем. Как правило, на основании такого заявления производится повторное межевание территории. Если сосед-заказчик согласования не согласен с этим, необходимо подать исковое заявление в суд по месту нахождения земельного участка (в соотв. со ст. 30 ГПК РФ).

Акт согласования границ составляется кадастровым инженером при участии заказчика данной процедуры и владельцев (или арендаторов) смежных земельных участков. Подпись участвующих лиц важна для предотвращения будущих территориальных споров.

Акт согласования хранится в Росреестре вместе с межевым делом.

Акт согласования границ земельного участка

Формирование акта о согласовании границ участка земли происходит тогда, когда собственникам земельных наделов необходимо определить их точные размеры.

ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк акта согласования границ земельного участка .docСкачать образец акта согласования границ земельного участка .doc

Для чего нужен документ

Все земельные участки, стоящие на кадастровом учете, должны иметь зафиксированные документально строго определенные границы. Это позволяет собственникам территорий и надзорным ведомствам иметь четкое представление об их размерах.

В дальнейшем такие данные позволяют избегать разногласий с владельцами соседних участков и государственными административными учреждениями.

Кроме того, на их основе производится правильное и безошибочное начисление налоговых платежей собственникам земли.

На кого возложена функция по уточнению границ земельных зон

Обязанность по контролю за крайними точками участков земли возложена на кадастровых инженеров. Это высококвалифицированные специалисты, обладающие необходимыми профессиональными знаниями и имеющие соответствующие государственные свидетельства.

В перечень полномочий кадастровых инженеров включены:

  • право на ознакомление с документами, удостоверяющими личность собственников земли;
  • право на проверку правоустанавливающих бумаг;
  • возможность предоставлять собственникам земли межевой план и давать по нему необходимые разъяснения;
  • устанавливать границы земельных участков, подлежащих согласованию;
  • проводить собственно согласовывающие мероприятия.

Кто занят в согласовании

К участникам согласования причисляются все заинтересованные лица:

  • владельцы земельных территорий;
  • граждане обладающие правом наследования земли;
  • люди, имеющие законную возможность бессрочного пользования землей;
  • те, у кого земельные участки находятся в официально оформленной временной аренде.

В отношении каких земель согласование проводится не должно

В законодательстве однозначно указаны зоны, границы которые не подлежат разграничению. К ним относятся:

  • сельскохозяйственные угодья некоторых отдаленных районов РФ;
  • леса и особо охраняемые территории;
  • участки, границы которых уже обозначены размещенными на них линейными и иными искусственными или природными объектами.

Как происходит согласование

Процесс по согласованию крайних точек участков может осуществляться в одном из двух вариантов. Первый подразумевает, что заинтересованными сторонами являются сразу несколько человек. Второй предполагает индивидуальное согласование с одним соседом.

Каждой из сторон, имеющих прямое отношение к делу, за месяц до наступления события отправляется соответствующее оповещение. Вручение его должно производиться только под роспись.

Допускается и электронное извещение или публикация в средствах массовой информации. Правда эти два способа не гарантируют того, что информация дойдет по адресата.

В назначенный день кадастровый инженер проводит замеры участков и в нужных точках устанавливает специальные опознавательные столбы. На них обязательно должны быть указаны сведения о номере и дате установки. Надзор за состоянием этих столбов возлагается на собственников земли. В случае их повреждения или утраты на нарушителя может быть возложено административное наказание в виде штрафа.

Весь процесс фиксируется в специальном акте согласования. Сюда же вносится информация о том, согласны участники процесса с установленными границами или нет.

Что делать, если одна из сторон не согласна

Ситуации, когда один из владельцев земли не согласен с крайними точками своего участка встречаются не так уж и редко.

Закон предусматривает право на оспаривание в суде определения границ.

Правда для этого необходимо заручиться надежными подтверждающими документами. В результате судебных разбирательств возможно последующее дополнительное уточняющее межевание земель.

Особенности составления акта

Общеприменимого, стандартного бланка акта по согласованию границ земельного участка на сегодняшний день нет, так что писать его можно в произвольной форме. Единственное, что нужно учесть, чтобы последовательность его содержания отвечала определенным стандартам составления подобного рода документации. Это значит, что бланк условно надо поделить на три части:

  1. начало – это название и номер документа;
  2. основной раздел – сведения об участке, границы которого согласовываются;
  3. заключение — принятое решение (согласованы они или нет) и подписи сторон.

Акт допустимо писать вручную, или набирать на компьютере. Для распечатанного документа подходит обычный чистый лист бумаги любого удобного формата (преимущественно используется А4).

Документ надо делать в количестве экземпляров, равном участникам процедуры согласования – по одному для каждого заинтересованного лица.

Образец акта согласования границ земельного участка

  1. Сначала посередине документа пишется его наименование и ставится номер (по необходимости).
  2. Далее указывается кадастровый номер участка, границы которого согласовываются, его площадь, а также даются сведения о собственнике.
  3. После этого в специальную табличку вносится информация о согласовании:
    • указывается знак, обозначающий размежевание;
    • вписывается номер смежного участка и данные о его владельце;
    • вносится отметка, если согласование происходило с лицом, действующим по доверенности;
    • подпись собственника соседнего участка.

    По мере надобности в таблицу можно внести и любые другие дополнительные сведения.

  4. Далее в акте обязательно следует зафиксировать информацию о том, что разногласий по согласованию между владельцами соседних участков нет. Если же таковые были, это нужно также обозначить и одновременно написать, какое в связи с этим было принято решение (разбирательство в судебной инстанции, добровольное дополнительное межевание и т.п.).
  5. В завершение документ подписывается всеми участниками процедуры согласования.

Особенности процедуры уточнения границ земельного участка

С 2020 года сведения обо всех участках вносятся в единую государственную базу данных (ЕГРН, ранее ГКН). Межевание при этом стало обязательным лишь недавно. В результате многие земельные участки были учтены декларативно, только с указанием адреса. Собственникам таких участков Росреестр рекомендует уточнить его границы и площадь. Как провести эту процедуру в 2020 г.?

Уточнение границ земельного участка: что говорит закон

Уточнение границ участка земли — это совокупность действий и процедур, позволяющая установить и официально закрепить в ЕГРН площадь, конфигурацию и координаты поворотных точек (мест изломов границы ЗУ). Определение присутствует в ст. 43 ФЗ № 218.

Уточнение требуется, если надел уже поставлен на кадастровый учет, но декларативно:

  • Точные границы, площадь, конфигурация не определены. Ранее при сделках с недвижимостью и госрегистрации на наделы закон не требовал от граждан проводить межевание. Границы и площадь устанавливались описательно, без координат. Это приводило к частым спорам между собственниками смежных наделов, к неправильному исчислению налогов.
  • Границы установлены с точностью ниже нормы. Значение с 01.01.2017 введено Приказом Минэкономразвития № 90 от 01.03.2016. Так, сейчас погрешность при определении границ участков в СНТ составляет 0,2 м. До 2020 г. допускалась точность в 0,3 м. Внесенный в реестр в то время участок земли при попытке разделить или объединить с другим придется перемежевывать.
  • У одной или более поворотных точек определены несколько координат.

Росреестр рекомендует гражданам уточнять границы своих уже учтенных участков по следующим причинам:

  • это защитит землю собственника от посягательств третьих лиц, в частности, от захвата территорий соседями;
  • участок без точных границ нельзя объединить или выделить из него другие наделы;
  • в земельных спорах у собственника размежеванного участка есть преимущество: суд встанет на сторону того, кто закрепил границы своей земли официально.

Процедуру уточнения границ участков освещают следующие законодательные акты:

  • ФЗ № 218 от 13.07.2015, ст. 43;
  • ФЗ № 221 от 24.07.2007 (в той части, в которой он не противоречит ФЗ № 218);
  • Приказы и рекомендации Росреестра и Минэкономразвития (так, письмо Росреестра № 19-00221/16 от 16.02.2016 отвечает на вопрос, как определять расположение поворотных точек, если сведений о них нет в правоустанавливающих и кадастровых документах).

Отсутствие в ЕГРН точных сведений о границах участков — не повод отказывать собственнику в сделках с недвижимостью (продаже, обмене, залоге) согласно ст. 72 ФЗ № 218. Главное, чтобы участок был поставлен на учет. Перерегистрировать право собственности после межевания также не требуется.

Основания для проведения уточнения

Основанием для проведения процедуры уточнения могут служить:

  • Заявление собственника.
  • Решение суда в ходе земельного спора между соседями.
  • Инициатива администрации или Росреестра. Такое может случиться, например, если при кадастровых работах на участке выявлены ошибки в определении границ смежных, уже ранее учтенных наделов. В таком случае инженер в заключении описывает недочеты и предлагает меры по их устранению, в том числе с помощью уточнения.

Утонение границ земельного участка проводится с помощью геодезических работ на местности, последующих вычислениях и составления межевого плана. При этом кадастровый инженер определяет месторасположение характерных точек, основываясь прежде всего на имеющейся документальной или фактической информации, а не на желании собственника.

Какие сведения берутся в расчет (Письмо Росреестра № 19-00221/16):

  • имеющиеся в ЕГРН;
  • содержащиеся в документах, выданных при образовании участка (свидетельства и генеральные планы СНТ, ДНТ, ситуационные планы, землеустроительные дела из госфонда данных и др.);
  • включенные в проект межевания территории;
  • имеющиеся в иных документах, составленных более 15 лет назад (срок приобретательной давности в гражданском законодательстве);
  • фактические границы, существующие более 15 лет (объекты природного или искусственного происхождения).

Порядок действий для уточнения границ земельного участка

Запрос в Росреестр может не дать результата. Это означает, что участок не учтен. Если выписка из ЕГРН по форме B-1 получена, но в ней есть запись «границы не установлены», нужно проводить уточнение.

Подготовительный этап

Подготовительный анализ, работы на местности, вычисления и составление межевого плана проводят кадастровые инженеры. Это сертифицированные специалисты, входящие в СРО. Их перечень по регионам публикуется на сайте Росреестра.

Специалист, не состоящий в СРО, не вправе проводить кадастровые работы.

Перед началом работы клиент заключает с компанией (частно практикующим кадастровым инженером) договор на оказание услуг, вносит оплату. При обращении в государственное БТИ к нему прикладывается заявление.

Что потребуется кадастровому инженеру в первую очередь:

  • правоустанавливающие документы: Свидетельство о госрегистрации, выданное до 2020 г., выписка из ЕГРН, взятая после 01.01.2017, договор аренды;
  • кадастровая выписка по форме B-1.

Также необходимы документы, подтверждающие реальное местоположения поворотных точек границ участка. Закон не определяет их точный перечень. В зависимости от расположения, характера, целевого использования надела, обстоятельств его образования кадастровый инженер запросит то, что необходимо. Также будут проверяться сведения по смежным земельным участкам: учтены ли они и как определены границы.

Работы на местности

Второй этап — работы на местности. Минимум за неделю до приезда инженера и геодезистов (1–2 человека) нужно предупредить соседей о процедуре заказным письмом, телеграммой или личным вручением под роспись, в крайнем случае — с помощью объявления в местные газеты. Если смежные участки принадлежат государству или муниципалитету, уведомляется администрация.

Геодезисты с помощью специальной аппаратуры определяют координаты поворотных точек по забору или колышкам, если участок не огорожен. Межевые знаки выдаются собственнику по акту приема под роспись.

Соседи должны подтвердить, что не против таких границ. Для этого на оборотном листе кадастрового плана составляют акт согласования. Его подписывают:

  • все владельцы смежных наделов, которые ранее не были размежеваны (те, кто не ставил землю на учет или чей участок не имеет установленных границ);
  • собственник участка;
  • представитель местной администрации, если участок примыкает к государственным или муниципальным землям;
  • кадастровый инженер.

Акт согласования прикладывается к межевому плану. Его необходимо предъявить в Росреестр для внесения изменений в ЕГРН.

Подготовка межевого плана

Далее на основании полученных материалов инженер проводит измерения и составляет межевой план. Его образец утвержден Приказом Минэкономразвития № 921 от 08.12.2015. В пункте «Исходные данные» и в «Заключении» приводятся:

  • реквизиты справочных документов, подтверждающие реально установленные границы (копии прикладывать не нужно) с датами их составления;
  • обоснование, почему использованы именно эти документы;
  • описание природных и искусственных объектов (забор, дорога, канава и др.).

Инженер оформляет план в бумажном и электронном виде (клиент получает его на диске). Во втором случае файл должен быть заверен усиленной электронной цифровой подписью.

Внесение изменений в ЕГРН

Заключительный этап — внесение уточненной информации в ЕГРН. В территориальное отделение Росреестра собственник подает заявление, межевой план и акт согласования, кадастровый паспорт, правоустанавливающие документы на землю.

В кадастровую палату можно обратиться:

  • через МФЦ;
  • онлайн с помощью портала госуслуг (необходима подтвержденная регистрация);
  • через представителя по доверенности;
  • по почте: в этом случае все копии должны быть удостоверены нотариально.

Госпошлина не предусмотрена. Данные об уточненных границах Росреестр вносит в ЕГРН в течение 10 дней.

Где заказать услугу?

Выбирать подрядчика рекомендуется из тех специалистов и организаций, полномочия которых подтверждены Росреестром (их список есть на сайте на странице «Электронные услуги и сервисы»). Кадастровые услуги оказывают частные компании, в штате которых есть сертифицированные инженеры, а также государственные БТИ. Работа вторых стоит дороже.

Стоимость процедуры

Все услуги выполняются по договору за вознаграждение. Стоимость межевания зависит от того, что возьмет на себя инженер: только подготовку межевого плана или полностью весь процесс, включая согласование и обращение в Росреестр.

Кроме того, на стоимость влияют:

  • месторасположение участка;
  • его площадь;
  • количество поворотных точек: у идеально прямоугольного участка их 4;
  • характер территории, рельеф;
  • местные требования к подготовке документов;
  • сезон (в зимнее время на практические работы может быть установлена повышенная ставка);
  • возможные споры с соседями.

Примерно в такую цену обойдется уточнение границ земельных участков в Москве и области:

Услуга Стоимость в Москве, тыс. руб. Стоимость в МО, тыс. руб.
Изготовление межевого плана (включает подготовительный анализ, работы на местности). Участок 10 соток (ЛПХ), собственник — частное лицо. от 20 от 10–12
Изготовление межевого плана. Участок 10 га, собственник — организация. от 200 от 350
Комплексная услуга по уточнению границ ЗУ (включает взаимодействие с Росреестром и соседями). дополнительно от 10 дополнительно от 16

Сроки исполнения

Зачастую больше всего времени у кадастрового инженера уходит на сбор необходимой информации и ее предварительный анализ. Если в ЕГРН и в правоустанавливающих документах собственника нет сведений о проведенных границах, он обращается к архивам, госфонду данных, изучает карты.

Работы на местности назначаются не менее чем через 10 дней после изучения ситуации и составления техзадания для геодезистов. Это время необходимо, чтобы уведомить заинтересованных лиц о проводимых работах.

В среднем геодезисты проводят работы на участке в течение 1-3 дней. На обработку информации и составление межевого плана уходит еще 2-4 дня при условии, что не возникли земельные разногласия с соседями. Росреестр должен принять заявления и внести корректировки в ЕГРН в течение 10 дней.

Таким образом, на всю процедуру уточнения границ земельного участка уходит в среднем 30–45 дней, если не возникли споры со смежниками.

На что обратить внимание?

Необходимо помнить, что уточнение не связано с образованием новых наделов, их объединением, выделением или разделением. Исправление технической ошибки в реестре также не считается уточнением, так как часто проводится без практических работ на местности. В каждом из этих случаев составляются разные межевые планы согласно Приказу № 921.

При уточнении границ может измениться площадь земельного участка. Например, если между смежными наделами обнаружены бесхозные участки, допустимо дооформить эту землю, присоединив к своей. Таким образом можно увеличить площадь не более чем на 10 % или до минимально установленного значения.

В межевом плане кадастровый инженер не только вписывает координаты поворотных точек, но и обосновывает их, ссылаясь на документы или их фактическое месторасположение более 15 лет. Неправильная или отсутствующая аргументация в межевом плане — наиболее частая причина отказа во внесении изменений в ЕГРН. Отказ можно оспорить путем жалобы вышестоящему должностному лицу территориального управления Росреестра или в суде.

О том, каким образом добиться решения земельных споров и уточнения границ наделов через суд, смотрите в этом видео:

Таким образом, уточнение границ предполагает внесение достоверных данных о границах, площади и конфигурации уже учтенного земельного участка в реестр. Проводится процедура на основании заявления и межевого плана. Точные сведения об участке в ЕГРН — гарантия неприкосновенности права собственности на землю, преимущества в земельных спорах с соседями, верного исчисления налогов.

Получите ответ юриста за 5 минут

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: