Единый расчетный центр коммунальных платежей — в 2020 году, плюсы и минусы системы

В России может появиться единая платёжка ЖКУ

Если правительство одобрит доработанный вариант законопроекта о едином платежном документе ЖКУ, внесенный депутатами Госдумы во главе с Сергеем Пахомовым еще в июне 2020 года, то уже в 2020 году в России может появиться единая платёжка.

Напомним, что после первого рассмотрения документ был отправлен на доработку. Тем временем, в правительстве уже заявили о готовности поддержать законопроект, если новая редакция проекта окажется боле качественной и рабочая группа устранит все недочеты, выявленные ранее.

Суть законопроекта

Новая система оплаты ЖКХ, которую могут ввести уже в этом году, предполагает ряд важных нововведений, среди которых:

  • введение единой квитанции, в которой будут собраны все основные платежи;
  • запуск цифровых платежек, доставку которых планируют реализовать через портал госуслуг;
  • перенос функции формирования и распечатки квитанций на специальных операторов, в роли которых будут выступать государственные либо частные компании;
  • создание единой базы, позволяющей оптимизировать процесс ведения статистики роста тарифов и формирования отчетности.

Необходимость перехода на единую платежку ЖКХ назрела достаточно давно, ведь и жители небольших населенных пунктов, и россияне, проживающие в крупных городах, в числе проблем, с которыми им приходится сталкиваться ежемесячно, называют:

  • несогласованность формата платежных квитанций между разными ресурсоснабжающими организациями;
  • разные даты выставления счетов, из-за чего людям сложно планировать свой бюджет;
  • комиссии, которые банк взывает за каждый такой платеж;
  • большое количество счетов, которые необходимо систематизировать и хранить.

Соответственно, если в России появится единая платёжка ЖКУ, проблем у владельцев жилья может поубавиться, а систематизировать информацию, которая будет представлять собой один единственный чек, станет значительно проще и удобнее.

Какой будет единая квитанция

По сути, единая квитанция будет представлять собой платежный документ, в котором будет собрана информация от нескольких поставщиков услуг.

Но, ее формат может отличаться в разных регионах, в зависимости от количества ресурсоснабжающих организаций, которые будут готовы перейти на новый формат взаимодействия с абонентами.

Так, в единую платежку могут быть внесены данные для оплаты за все основные коммунальные услуги, а также дополнительные позиции, такие как:

  • за управление;
  • за вывод мусора;
  • на текущий ремонт и содержание дома;
  • на капитальный ремонт дома и др.

Компании-операторы или расчетные центры

Сегодня каждая ресурсоснабжающая организация содержит штат сотрудников, в обязанности которых входит формирование и распечатка квитанций. В будущем эти задачи компаниям предлагают делегировать так называемым операторам (или расчетным центрам), которые будут собирать данные от разных организаций и заносить в единую квитанцию. Задачей компаний, оказывающих те или иные услуги в сфере ЖКХ, будет своевременное предоставление информации оператору.

Положительный опыт взаимодействия ресурсоснабжающих компаний с расчетными центрами уже есть, ведь система уже прошла период апробации и успешно функционирует во многих городах страны. Более того, обещают, что если в 2020-2020 годах единая платёжка ЖКУ появится во всех регионах России, можно будет выбрать между услугами муниципальных или частных операторов. Такой формат в свою очередь должен создать на рынке условия здоровой конкуренции и подтолкнуть операторов к поиску максимально выгодных для потребителей и поставщиков услуг ЖКХ условий сотрудничества.

Хотя в планах правительства полный переход на единую платежку, в 2020 и 2020 году за организациями оставят право, как и ранее, самостоятельно выставлять счета абонентам.

Что ожидать россиянам

Однозначно, жители регионов, в которых нововведение только начнут внедрять в 2020 и 2020 годах, оценят удобство нового формата оплаты ЖКХ. Но, инновации еще не запустили, а у людей уже возникает ряд вопросов:

  • как отразится на окончательной сумме появление в цепочке нового звена (расчетного центра);
  • не будут ли искажены данные, и к кому обращаться в случае выявления ошибок в платежках;
  • не станет ли обещанная реформа причиной сокращений штата ресурсоснабжающих компаний, ведь им больше не потребуется такое количество операторов в расчетных отделах.

Скорее всего, четкие ответы на эти и многие другие вопросы, волнующие потребителей и самих поставщиков услуг ЖКХ, будут озвучены после официального утверждения правительством текста законопроекта.

Также предлагаем посмотреть видео-новость:

Читайте также:

  • Повышение зарплаты военным в 2020 году
  • Каких госслужащих будут сокращать в 2020 году
  • УСН с 2020 года: изменения, последние новости

Единая квитанция по ЖКУ: плюсы и минусы

Грандиозный план по переводу всех жилых домов города на общую квитанцию по расчетам за коммуналку и услуги УК лелеет мэрия города. Больше 40 % горожан такую квитанцию уже получают, но не все довольны. Что хорошо, а что плохо в единой квитанции?

Непосредственное, прямое, единое

Начнем с понятий, в которых горожане за последний год уже порядком запутались. Сначала всех переводили на непосредственное управление — была куча квитанций за коммуналку. Теперь, когда непосредственное управление в России отменили, переводят на прямые платежи и, как следствие, обещают одну общую квитанцию. «В чем разница между непосредственным управлением и прямыми платежами?» — часто спрашивают череповчане.

— Для населения значительной разницы нет, — отвечает «Речи» начальник департамента ЖКХ Дмитрий Буслаев. — И при непосредственной форме управления домами (НФУ — авт.), и при прямых платежах население оплачивает коммунальные ресурсы непосредственно их поставщикам, деньги не откладываются на счете управляющей компании.

Но УК, а не ресурсоснабжащие организации, при прямых платежах несет полную ответственность за предоставление коммунальных услуг собственникам. Также при НФУ выше начисления за общедомовые нужды, а при прямых платежах часть бремени по ОДН лежит на УК. Долги за коммуналку при НФУ взыскивают ресурсники, при прямых платежах — УК. Но управляющая компания может передать своих должников ресурсоснабжающей организации. «Водоканал» и «Газпром теплоэнерго Вологда», например, работают с должниками совместно с УК.

Чтобы череповчанам было удобно платить, все прямые платежи решено объединить в одну, так называемую единую квитанцию.

Что есть и будет в квитанции

Почти половина города такую квитанцию уже получает. В нее включены расчеты по содержанию и ремонту жилья, водоснабжению и водоотведению, теплоснабжению. Также сюда входят (пока не во всех квитанциях) суммы начисляемых льгот, в том числе ЕДК. Для тех, кто платит за капремонт по спецсчетам, в единую квитанцию внесена и сумма за капитальные ремонты (в рамках областной программы). До конца года в единую квитанцию власти города хотят включить начисления за отопление и газ, однако переговоры с соответствующими поставщиками затянулись, «Вологдаэнергосбыт» параллельно уже запустило собственный проект единой квитанции. Когда разберутся с ресурсниками, начнется работа по включению в общий квиток оплаты телевидения, домофона и прочих услуг, которыми мы пользуемся в квартирах.

По каждому виду услуг в единой квитанции поставлен отдельный штрих-код и отдельные реквизиты. Это значит, что можно платить любым способом: через кассу в банке или расчетном центре, через любую платежную систему, через Интернет, через банковский терминал. А еще можно заплатить в офисе своей управляющей компании, если там есть касса.

Комиссии не избежать

Коммунальные платежи без комиссии сейчас не принимают почти нигде в Череповце, как нам сообщили в мэрии. Даже альтернативные платежные системы ввели дополнительный сбор за свои услуги.

Если оплачивать в терминале «Сбербанка», возьмут 1 % за каждый входящий в квитанцию платеж, если в кассе — уже по 3 %.

Без комиссии плату принимает только сам поставщик услуг, то есть чтобы заплатить по единой квитанции без комиссии, нужно опять идти по всем инстанциям. Услуги УК, «Водоканала» и потребление газа можно «бесплатно» оплатить в ООО «Информационно-расчетный центр», а за отопление центр берет комиссию 1 %, за электроэнергию — 1,5 % (хотят сделать 1 %).

— Есть некоторая себестоимость содержания кассовых узлов — ниже себестоимости мы услугу предоставлять не можем, — объяснила нам директор «ИРЦ» Наталья Рыжкова.

Добавим, что офисов «ИРЦ» по городу шесть, в них же работает паспортный стол. Если будет нужно, откроют еще офисы.

Юлия Бочкарева

Эксперты назвали плюсы и минусы единой платежки за услуги ЖКХ

Российское правительство собирается поддержать законопроект о введении в стране единой квитанции за все услуги ЖКХ. О плюсах и минусах инициативы эксперты рассказали газете «Известия».

Единая платежка ЖКХ. Правительство готово поддержать

Подробнее

Благодаря единой платежке ЖКХ россиянам будет проще оценивать свои расходы, а властям — держать под контролем тарифы. Этот документ будет включать коммунальные услуги, затраты на управление, содержание и текущий ремонт дома, а также взносы за капремонт, вывоз мусора и ресурсы.

Эксперты рассказали, что при оплате разных платежек и россияне, и управляющие компании допускают ошибки. Предположительно при появлении единой платежки дисциплина плательщика должна возрасти.

Юрист национальной юридической службы «Амулекс» Василий Ярошенко отметил, что законопроект необходимо внимательно проработать, чтобы не допустить юридических лазеек, когда получателю услуг будут приходить несколько платежек, хотя должна быть одна.

В свою очередь, члены кабмина не одобрили модель «расчетного центра» в проекте закона, сообщил сайт «Царьград». Праламентарии отметили, что такие центры займутся формированием платежек в регионах и выставлением ЕПД жителям страны. Исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева объяснила, что на сегодняшний день платежки могут выставлять сами управляющие компании, поставщики ресурсов, банки или специальные операторы счетов. По ее словам, такая система обеспечивает принцип государственной политики по развитию конкуренции в сфере ЖКХ. А новая модель расчетного центра не соответствует указанным принципам, потому что ограничивается выбор поставщиков и управляющих компаний.

По мнению специалистов, если эти нюансы исправят, то инициатива упросит жизнь плательщиков. В таком случае расчетные центры смогут предоставлять услуги россиянам.

В ЖКХ намечается революция

 21.12.2016 г.  17:29

13300

Никита Смирнов

19 декабря Минстрой выложил для публичного обсуждения законопроект (http://regulation.gov.ru/projects#npa=60412), который должен полностью изменить порядок расчетов в жилищно-коммунальном хозяйстве. Главными является две вещи:

1. Прямые договора и платежи ресурсо-снабжающим организациям (РСО).

2. Четкое определение, что такое расчетный центр и как он должен работать.

Это практически полностью может воплотить те идеи, которые я долгие годы доносил до федеральных структур. Естественно, такое событие нельзя оставить без внимания и поэтому в данной статье подробно разберем основные моменты. Перед тем как перейти к самому законопроекту, рекомендую ознакомиться с материалом «Выход из кризиса в ЖКХ» (http://altgazeta.ru/potok/5250-sergiev-posad), где вы увидите практически идентичную схему работы.

Один ЕПД и жесткий контроль со стороны Правительства РФ

Прежде всего стоит сказать о том, что законопроект усиливает влияние Правительства РФ в сфере ЖКХ и снижает влияние региональных властей, что, безусловно, является плюсом. В частности единый платежный документ (ЕПД) теперь будет утверждать только федеральное Правительство — п.4 ст.155 Проекта:

«Правила предоставления единого платежного документа, в том числе единого платежного документа в электронной форме, отказа от предоставления единого платежного документа на бумажном носителе, возврата к предоставлению единого платежного документа на бумажном носителе, типовая форма единого платежного документа устанавливаются Правительством Российской Федерации»

Кто знаком с моими расследованиями в отношении «МосОблЕИРЦ» знает, что те до сих пор прикрываются формой ЕПД, которую утвердили региональные власти, наплевав на федеральную форму. Если федеральный ЕПД конкретен и, к примеру, полностью исключает возможность работы мошеннических расчетных центров (см. «Новая форма платежного документа исключает расчетные центры» — http://nikopol8.livejournal.com/105127.html), то региональный ЕПД, наоборот, содержит массу резиновых и неопределенных терминов, а также противоречит законодательству. Что открывает путь для коррупции и мошенничества. 

Выставлять ЕПД имеет права лишь информационно-расчетные центры (ИРЦ), о которых поговорим ниже. Главное, что новая норма больше не позволит региональным властям выпускать свои липовые ЕПД и творить в регионе беспредел в ЖКХ. 

К ЕПД люди относятся по-разному, далеко не все хотят получать единый платежный документ, а готовы платить по 10-ти квитанциям. И тут Проект нас может порадовать (п. 5 ст. 155):

«Собственник помещения в многоквартирном доме или жилого дома вправе в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, обратиться к ресурсоснабжающей организации, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, лицу, осуществляющему управление многоквартирным домом, иному лицу, оказывающему услуги или выполняющему работы на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, региональному оператору с заявлением о предоставлении отдельного платежного документа для внесения соответствующей платы. В этом случае вид платы, по которому собственнику предоставляется отдельный платежный документ, не включается в единый платежный документ».

Конечно, без конкретизации порядка, о котором сказано в этом пункте, сложно понять идет речь о простом письменном заявлении собственника или необходимо собирать какие-то документы, обосновывать свое желание и т.д. Стоило бы данный порядок сразу предусмотреть в статье, он не должен быть сложным. Тем не менее, данная норма позволяет полностью уйти от ЕПД, и радует тот факт, что нет никаких «но», а значит лица, к которым поступит соответствующее обращение, не вправе отказать. 

Прямые договора с РСО

п. 7 ст. 155 Проекта:

«Плата за коммунальные услуги вносится ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами»

п. 2 ст. 157.2 Проекта:

«Договоры, указанные в части 1 настоящей статьи, заключаются ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени»

То есть мы переходим не просто на прямые платежи, но и на прямые договора! Поскольку о выгоде этой системы говорилось не раз, не буду снова повторяться — в материале «Выход из кризиса в ЖКХ» (http://altgazeta.ru/potok/5250-sergiev-posad) вы можете подробно об этом прочитать.

Причем типовую форму договора будет устанавливать Правительство РФ (п.4 ст.157.2) и процесс их заключения автоматический:

«Договор ресурсоснабжения заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации, при этом заключение договора в письменной форме не требуется. Такой договор считается заключенным на неопределенный срок с момента первого фактического подключения собственника помещения в многоквартирном доме к сети электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения»

В пунктах 8-13 ст. 157.2 Проекта также более подробно расписывается ответственность ресурсо-снабжающих организаций. Сейчас же она полностью размыта и все шишки достаются управляющим компаниям. 

Данные изменения являются самыми главными и революционными, именно в этом будущее ЖКХ, и чем скорее мы перейдем на прямые отношения с ресурсниками, тем быстрее сможем решать и следующие проблемы.

Однако хочу напомнить, что ранее уже вносился похожий проект

(http://nikopol8.livejournal.com/141129.html), который в итоге был похоронен в кабинетах. На одном из федеральных мероприятий мне удалось пообщаться с сотрудником Минстроя, который рассказал о причинах, почему проекту так и не подарили жизнь. (Он как раз над ним работал). Удалось немного поговорить и на тему ИРЦ. Читая данный проект, вижу, что и тут федералы услышали здравые предложения. Главное, чтобы и новый проект не похоронили.

«Смерть» незаконных расчетных центров

Самым спорным моментом Проекта является раздел, посвященный информационно-расчетным центрам (ИРЦ). Совершенно очевидно, что это ненужный посредник, но, к сожалению, Правительство РФ уж очень хочет таким образом централизовать выставление квитанций. В Москве с Единым платежным документом, насколько мне известно, все хорошо, может это и неплохая идея. Однако очевидно, что в будущем все расчеты будут происходить в режиме онлайн и ЕПД будет вообще не нужен. 

Самое главное, что Проект четко определяет, что же такое ИРЦ (п. 2 ст. 155.1):

«Под деятельностью информационно-расчетных центров понимается сбор сведений о начислениях платы за жилое помещение и коммунальные услуги, о задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, полученных от ресурсоснабжающих организаций, управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, регионального оператора, формирование, печать и доставка единого платежного документа лицам, указанным в части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, а также организация обмена информацией с кредитными организациями, платежными агентами и банковскими платежными агентами с участием которых вносится плата за коммунальные услуги и жилое помещение. При этом зачисление денежных средств, вносимых в счет платы за жилое помещение и коммунальные услуги по единому платежному документу, производится кредитными организациями в порядке переводов в соответствии с законодательством Российской Федерации о банковской деятельности на расчетные банковские счета лиц, которым в соответствии с настоящим Кодексом подлежит внесение такой платы, без зачисления денежных средств на банковские счета информационно-расчетного центра».

Таким образом, ИРЦ становится просто информационным центром, а не кассой. Такой ИРЦ никакой опасности для денег не представляет. Когда выпуск квитанций, касса и зачисление находится в одних руках, это приводит к воровству, которое мы и наблюдаем в Подмосковье. 

Теперь же ИРЦ никакого отношения ни к кассе, ни к зачислению не будут иметь. Более того, четко написано, кому вносится плата за услуги, и всякие ЕИРЦ теперь не смогут передернуть закон. Причем зачисление могут осуществлять только КРЕДИТНЫЕ организации, иными словами банки. Простой платежный агент не является кредитной организацией и не осуществляет операцию по зачислению денег. Это и сейчас четко прописано в ФЗ №103 «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», однако с Жилищным кодексом не было четкой привязки, теперь она появляется. Уверен, что именно против этого пункта будут бороться лоббисты воровских расчетных центров. В новом виде, полагаю, ИРЦ имеет право на жизнь.

И самое главное – концовка последней выдержки: «без зачисления денежных средств на банковские счета информационно-расчетного центра». Это означает полное поражение «МосОблЕИРЦ». Кроме того все ИРЦ должны будут соответствовать определенным Правительством РФ требованиям и находиться в открытом реестре (п.7 ст.155.1):

«Сведения, содержащиеся в реестре информационно-расчетных центров субъекта Российской Федерации, являются открытыми, общедоступными и подлежат размещению на официальном сайте органа государственного жилищного надзора в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и в системе».

Правительство РФ также определяет порядок работы и обмена информацией расчетных центров. И поскольку реестр размещается на сайте Государственной жилищной инспекции, то теперь ГЖИ не сможет закрывать глаза на работу расчетных центов.

Пожалуй, это главные плюсы ИРЦ, а теперь поговорим о минусах. К сожалению, Проект предусматривает ИРЦ в виде монополиста на весь регион, хотя в законе и написано, что их может быть несколько, но…. Конкурс по отбору ИРЦ проводят региональные власти согласно порядку, утвержденному Правительством РФ. Также областное правительство может учредить свой (свои) ИРЦ. В этом случае они будут в форме ГУПов, тут уже хитрить не получится, поскольку в Проекте также устанавливается субсидиарная ответственность региональных властей (п. 5 ст. 155.1):

«По решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) субъектом Российской Федерации может быть создан информационно-расчетный центр или несколько информационно-расчетных центров, каждый из которых осуществляет деятельность на части территории такого субъекта Российской Федерации. Субъект Российской Федерации несет субсидиарную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение созданных им информационно-расчетных центров обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации».

Из плюсов можно выделить то, что типовую форму договора будет устанавливать Правительство РФ, он будет публичным и полностью открытым, а значит не будет такого, что в одном городе ИРЦ берет за работу 1%, а в другом 3%. Однако такая монополия все же может привести к тому, что у ИРЦ будет достаточно ощутимый процент, который он заберет в ущерб текущего ремонта. Каким образом будет осуществляться оплата работы ИРЦ и сколько в итоге она будет стоить — непонятно. 

Считаю важным отметить, что расчетные центры будут обязано застраховать убытки (п. 9 ст.155.1):

«Ответственность информационно-расчетного центра за убытки, причиненные в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения информационно-расчетным центром своих обязанностей, должна быть застрахована в российской страховой организации за исключением случая, предусмотренного частью 5 настоящей статьи».

Очень смущает меня вот этот пункт:

«В случае, если на дату вступления в силу настоящего Федерального закона в субъекте Российской Федерации создан информационно-расчетный центр, который осуществляет деятельность по предоставлению платежных документов не менее одного года и при этом многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг на территории субъекта Российской Федерации предоставляется услуга по расчету (перерасчету) размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги, положения части 2 настоящей статьи не применяются. Такой информационно-расчетный центр осуществляет свою деятельность в соответствии с требованиями, установленными статьей 2020 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) до принятия решения субъектом Российской Федерации о проведении конкурса по отбору информационно-расчетного центра и определения победителя такого конкурса».

Вообще «МосОблЕИРЦ» не отвечает этим требованием, он даже не создан правительством Московской области, но мы же знаем, как наши региональные власти относятся к законам, и тут, возможно, начнутся хитрости. Правда, не думаю, что «МосОблЕИРЦ» будет заинтересован работать в таком правовом поле, ибо тут они не будут получать деньги на свои счета и орудовать миллионами, да и ответственность появляется. 

Подведение итогов

Пока это лишь проект, документ еще может быть изменен. Я уже готовлю свои поправки, которые обязательно выложу на официальном сайте, рекомендую и вам там высказать свои мысли. 

Описанное выше — это мое субъективное мнение, которое основано исключительно на законодательстве. Конечно, у других юристов может быть иное мнение. Но опасайтесь провокаторов, которые явно работают в интересах мошеннических расчетных центров и задача которых — дискредитировать этот законопроект. В интернете уже гуляют некоторые эмоциональные вбросы. Для полной картины обязательно прочтите документ сами, причем не нужно читать все 33 страницы, нас интересует лишь изменения в статье 155 (стр. 3-14), статья 157.2 (стр. 17-23) и концовка (стр. 28-33).

На мой взгляд, это отличный документ, который нам очень нужен и поэтому надо добиваться его принятия. 

В связи с этим хочу призвать всех активных граждан, УК, ТСЖ, Администрации поселений, Советы депутатов, отдельных депутатов поддержать данный законопроект. Если вы с чем-то принципиально не согласны — присылайте в Минстрой свои предложения и пожелания. Обязательно отпишите на сайте, где сейчас происходит публичное обсуждение законопроекта. Уверен, что Минстрою нужна общественная поддержка, чтобы он смог провести этот проект через Госдуму. Поэтому наша задача привлечь как можно больше внимания к нему и не позволить лоббистам мошеннических расчетных центров заблокировать этот законопроект. 

Правда всегда побеждает в итоге, но это не всегда быстрый процесс. Как бы ни пафосно это звучало — сегодня мы участвуем в написании истории новой системы ЖКХ, и прямые платежи — это первый шаг к победе.

Никита Смирнов, депутат города Сергиев Посад

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: